1. Стратегия развития системы отечественного образования: введение обязательного полного среднего образования, реализация Концепции профильного образования.
  2. Реализация двухуровневого высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса.
  3. Непрерывное педагогическое образование: педагогические классы, педагогические колледжи, педагогические институты, педагогические университеты.

 

Содержание изучаемого материала:

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа – это институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Цели профильного обучения:

  • обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширение возможностей для социализации учащихся, обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Болонский процесс – это процесс структурной перестройки, которая предусматривает реформирование национальных систем высшего образования, изменение образовательных программ и необходимые институциональные преобразования в высших учебных заведениях.

Болонский процесс начался с принятия 29 странами Европы Болонской декларации 19 июня 1999 г. Она является поворотным пунктом в развитии высшей школы Европы и выражает поиск совместного европейского подхода к разрешению общих проблем высшего образования. Под Болонской декларацией поставили свои подписи уже руководители образовательных систем 29 стран, в том числе и не входящих в Европейское сообщество (Австрия, Бельгия (Фламандская община), Бельгия (Французская община), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония).

Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году.

Декларацией предусматривается:

использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (обеспечение трудоустройства выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего образования);

введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного (градуального и постградуального); доступ ко второму этапу требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

принятие системы кредитов, аналогичной ECTS (European Community Course Credit Transfer System) как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями;

  1. стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;
  2. развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;
  3. усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д.

Непрерывное педагогическое образованиесовокупность основных образовательных программ и учебных заведений разного уровня, обеспечивающих формирование и развитие системы знаний, способов деятельности и профессионально-личностных качеств учителя в течение всего периода профессиональной подготовки к педагогическому труду.

 

Образовательная политика в России. Основные направления модернизации

 

План:

  1. Образовательная политика в России как часть социальной политики.
  2. Основные направления модернизации российского образования:
  3. Создание условий для развития потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества.
  4. Обеспечение социальной и профессиональной мобильности.
  5. Формирование кадровой элиты общества, основанное на свободном развитии личности.
  6. Развитие современной системы непрерывного образования.
  7. Повышение качества образования.
  8. Обеспечение доступности качественного образования.
  9. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Содержание изучаемого материала:

Образовательная политика – часть социальной политики государства, заключающаяся в деятельности органов управления образованием, направленной на удовлетворение интересов общества, личности и государства в вопросах образования.

Документы, определяющие основные направления образовательной политики государства:

  • Закон «Об образовании» (1992);
  • Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996);
  • «Национальная доктрина образования» (утверждена Правительством РФ 5 октября 2000 г.);
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена Правительством РФ 29 декабря 2001г. № 1756-р.)

Принципы государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании», статья 2):

  1. Гуманистический характер образования – приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  5. Свобода и плюрализм в образовании (плюрализм – многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности);
  6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Принципы государственной политики в области профессионального образования (Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», статья 2):

  1. Суверенность прав субъектов РФ в определении собственной политики в области высшего и послевузовского проф. образования в части национально-региональных компонентов ГОСтов;
  2. Непрерывность и преемственность процесса образования;
  3. Интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему высшего образования;
  4. Конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений науки. техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
  5. Государственная поддержка подготовки специалистов. приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Профессиональная мобильность – способность оперативно реагировать на изменения в содержательных, технологических и организационных компонентах профессиональной деятельности.

Социальная мобильность – способность адаптироваться к изменениям социальных условий жизни.

Потенциал личности – внутренние возможности человека, характеризующие его степень его готовности к осуществлению какой-либо деятельности.

Система непрерывного образования – совокупность основных образовательных программ и учебных заведений разного уровня, обеспечивающих формирование и развитие системы знаний, способов деятельности и личностных качеств обучающихся в течение всей жизни.

Качество образования – его способность удовлетворять реальные или потенциальные образовательные потребности личности, общества и государства.

Инвестиция в образование – долгосрочное вложение капитала в сферу образования.