1. Педагогическая деятельность как профессия.
  2. Структура и функции педагогической деятельности.
  3. Различные классификации видов педагогической деятельности:
  • по функциональному назначению;
  • по общей логике рациональной организации;
  • по нацеленности на преобразование.
  1. Сложность и трудность педагогической деятельности.
  2. Ценности и смыслы педагогической деятельности.

 

Содержание изучаемого материала:

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Профессиональная педагогическая деятельность проводится в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Структура педагогической деятельности включает в себя совокупность таких ее взаимодействующих компонентов как цель, субъект (преподаватель), объект-субъект (ученики), содержание, способы, результат.

Современные исследователи выделяют в структуре педагогической деятельности четыре взаимосвязанных компонента:

  • конструктивный – включает конструктивно-содержательную деятельность: отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; конструктивно-оперативную деятельность: планирование своих действий и действий учащихся; конструктивно-материальную деятельность: проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса;
  • организаторскийвключает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности;
  • коммуникативныйвключает установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанником, педагогами школы, родителями;
  • контрольно-оценочный (рефлексивный)включает постоянную обратную связь, позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов запланированным задачам.

Средства педагогической деятельности:

1) научные (теоретические и эмпирические) знания;

2) в качестве “носителей” знаний выступают тексты учебников или воссоздаваемого учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях, на полевой практике), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

3) в качестве вспомогательных средств выступают: технические, компьютерные, графические и т. д.

Результат педагогической деятельности – личностное, интеллектуальное совершенствование, становление ученика (воспитанника) как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется в сопоставлении качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.

Специфические особенности педагогической деятельности (Н. Ф. Неклюдова):

  • по содержанию – это преобразовательная деятельность, направленная на изменение учебного плана, методов обучения, методики преобразования уровня знаний учащихся, а также многих сторон личности самого педагога;
  • по форме – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение;
  • по структуре – это ценностно-ориентационная деятельность, направленная на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.

Классификации видов педагогической деятельности:

  • по функциональному назначению (воспитание, преподавание, педагогическое общение);
  • по общей логике рациональной организации (диагностическая, организационная, методическая, информационная, коммуникативная, оценочная, рефлексивная);
  • по нацеленности на преобразование (педагогическое моделирование и проектирование, педагогический менеджмент, имитационное моделирование).

Имидж педагога – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ учителя.

Структура имиджа педагога:

  • визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика),
  • внутренний образ (голос, темперамент, настроение)
  • менталитет (интеллект, духовная практика).

Для определения место имиджа педагога в его профессионально значимых качествах было проведено исследование, в ходе которого преподавателям и ученикам предложили список из 50 качеств и попросили выделить из их числа 10 самых необходимых для современного педагога. Приведем мнения учащихся и учителей по этому вопросу.

Мнение учащихся Мнение педагогов
1. Желание изменить мир к лучшему.

2. Современный имидж (образ, облик).

3. Любовь к детям.

4. Доброжелательность.

5. Умение требовать в сочетании с уважением.

6. Умение доходчиво излагать материал.

7. Чувство долга.

8. Умение планировать урок.

9. Терпение.

10. Оптимизм.

1. Авторитетность.

2. Владение дидактическими приемами.

3. Крепкое здоровье.

4. Любовь к детям.

5. Самокритичность.

6. Терпение.

7. Умение доходчиво излагать материал.

8. Современный имидж.

9. Быстрота реакции.

10. Оптимизм.

 

Работая над своим имиджем учителю можно использовать следующие положительные установки:

  • попытайтесь осознавать себя источником всего положительного и отрицательного;
  • предпочитайте высокую самооценку;
  • проявляйте позитивное отношение к жизни и умение радоваться;
  • поддерживайте желание рисковать при здоровом инстинкте самосохранения и способность к переменам.

Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.

  1. Гуманистические основания педагогической деятельности как проявление общей тенденции гуманизации общества.
  2. Структура профессиональной культуры педагога.
  3. Этика и эстетика педагогического труда. Педагогический такт.
  4. Профессиональные требования к личности учителя.
  5. Понятие о педагогическом идеале.

Содержание изучаемого материала:

Гуманизация воспитания и обучения – реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль социальной защиты ребенка и детства.

Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики.

сила, которая способствует переводу социальных задач, социального заказа общества в систему педагогического видения учителя, в нравственное кредо его деятельности.

Культура специалиста – это его способность к развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартных задач при осуществлении своих профессиональных ролей.

Педагогическая культура базируется на общей культуре с учетом специфики педагогической деятельности и является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия.

Е.В. Бондаревская выделяет следующие структурные компоненты педагогической культуры:

  • гуманистическая педагогическая позиция учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем;
  • психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;
  • образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;
  • опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую), способность разработать авторский образовательный проект;
  • культура профессионального поведения, способы саморазвития.

Традиционно к основным компонентам и показателям уровня сформированности педагогической культуры учителя относятся:

а) уровень интеллектуального развития (прежде всего развитие педагогического мышления);

б) уровень и всесторонность организации деятельности педагога;

в) уровень овладения основами профессионально-педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры;

г) культура общения;

д) культура речи;

е) культура внешнего вида.

Этика (деонтология) – наука о профессиональном поведении педагога. Педагогическая этика составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

В рамках педагогической деонтологии можно выделить следующие требования к современным учителям:

  • профессиональная компетентность, что связано с постоянно усложняющими проблемами повышения качества образования, гарантирование высокого уровня общеобразовательных стандартов;
  • творческая личность, так как учителю предстоит ставить и решать творческие и исследовательские задачи;
  • высокий уровень интеллигентности, духовности, что определяется усложняющимися проблемами воспитания в современных условиях;
  • конкурентоспособность, что связано с адаптацией применительно к своей предметной деятельности, индивидуальным особенностям прогрессивных технологий обучения и воспитания, новых достижений отечественного и зарубежного опыта, а также с интеграцией знаний, практических умений и навыков из смежных с педагогикой наук.

Такт педагогический – форма реализации педагогической этики, чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами.