1. Понятия «ценность», «смысл», «самоопределение». Их значение в педагогической деятельности.

  1. Методы, формы, приемы, условия активизации ценностно-смыслового самоопределения педагога в профессиональной деятельности.
  2. Ценностно-смысловое самоопределение как результат профессионально-личностного саморазвития в педагогической деятельности.

Содержание изучаемого материала:

Категория «ценность» относиться к числу общенаучных понятий, она используется в философии, социологии, психологии, педагогике. Содержание понятия «ценность» многие ученые характеризуются через выделение ряда признаков, присущих в той или иной степени всем формам общественного сознания, – значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. «… Ценность предстает перед нами именно как отношение, причем специфическое отношение, поскольку оно связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, т.е. носителем социальных и культурных качеств, которые и определяют сверхиндивидуальное содержание его духовной деятельности; деятельность человека и является реальным отношением, в котором он выступает как субъект…» (Каган, 1997, с.67). Понятие «ценность» воплощает в себе общественные идеалы и выступает в качестве эталона должного для современного человека. В широком смысле слова система ценностей – это внутренний стержень культуры общества, объединяющее звено всех форм общественного сознания; это действенная сторона общественного сознания, взятого в совокупности всех его форм. В системе ценностей находит выражение мера решимости, готовности личности к изменению мира, которая не остается стабильной и неизменной. (Кирьякова, 1996, с.21).

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. (В.А.Сластенин, 2002, с. 104) Ценности формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма исторического сознания в виде специфических образов и представлений.

Смысл – идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель чего-либо; целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (например – смысл музыкального произведения). Большой энциклопедический словарь (1997,с.1116).

Понятие «самоопределение» соотносится с понятиями самоактуализация, самореализация, самоосуществление. При этом многие исследователи связывают самореализацию, самоактуализацию именно с трудовой деятельностью. А.Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. П.Г.Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» (Пряжников, 1999, с.78). Таким образом, сущность профессионального самоопределения, по мнению Пряжникова Н.Ю. заключается как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Однако, найденный смысл тут же обесценивает жизнь. Поэтому важен процесс поиска смысла, где отдельные смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса.(Пряжников,2003, с 331). При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших смыслов. Данное определение Н.Ю.Пряжникова максимально позволяет раскрыть сущность ценностно-смыслового самоопределения педагога в профессиональной деятельности как постоянный поиск новых и новых смыслов в профессиональной деятельности.

Для учителя самоопределение в профессии – это поиск и нахождение в ней своего смысла, своей меры бытия, своего отношения к истине, которые потом реализуются в педагогической деятельности (Борытко, 2001, с.57). Составляющими самоопределения педагога в профессии являются: -осознание цели и смысла своей деятельности путем освобождения от всех форм искаженного педагогического сознания; – построение системы подлинно педагогическх, человеко-ориентированных отношений, где результативность учебно-воспитательного процесса будет определяться способностью его участников к взаимовлиянию и взаимоизменению; – снятие неопределенности профессионального поведения и замена «ритуального» (С.Л.Рубинштейн) поведения на концептуальное. (там.же, с.58). В таком понимании самоопределение педагога выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации.

Осмысление основных категорий занятия позволяет перейти к рассмотрению методов, форм, приемов, условий активизации ценностно-смыслового самоопределения педагога в профессиональной деятельности. В основе активизации ценностно-смыслового самоопределения педагога заложена собственная активность по обнаружению ценностей педагогической деятельности. В качестве механизма запуска активизации выступает профессионально-личностное саморазвитие учителя, как целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Учитель есть важнейшее и мощнейшее средство формирования личности школьника, и педагогические знания, педагогическая деятельность существуют только как знания и деятельность «личностные», как индивидуальная форма переживания и осмысления общего (Ю. Н. Кулюткин). ) Профессионально-личностное саморазвитие педагога – это процесс качественного, целенаправленного сознательного изменения его личностной сферы, обеспечивающий саморазвитие личности ученика и являющийся неотъемлемым условием становления субъектности участников педагогического процесса. Компонентами профессионально-личностного саморазвития являются: самоосознание – самооценка – самоорганизация – самоуправление. Для самоосознания существенными характеристиками являются: логичность рассуждений и обоснованность выводов на основе практического опыта; пополняемость знания о себе как будущем профессионале и идеальной модели профессиональной деятельности. Самоосознание, направленное на формирование целостного представления о себе, как о специалисте, будущем учителе, на изучение способов профессиональной деятельности обеспечивает определение и осознание перспектив профессионального совершенствования студентов в современном образовании.

Самооценка как компонент саморазвития проявляется в осознании собственных профессиональных качеств; сопоставлении профессиональной оценки и оценки других. Самооценка означает не просто фиксацию уровня развития личности, а ценностное отношение к качествам личности, которое с необходимостью предполагает удовлетворенность положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность отрицательными или недостаточно развитыми качествами своей личности и желание внести в них изменения к лучшему (С. В. Елканов). Самоорганизация носит сознательный характер: внутренняя цель осознается и формируется непосредственно самим будущим учителем, осуществляется взаимопонимание и саморегуляция между различными составляющими его личности. Происходит осознание, учет и выработка собственного отношения к внешним целям и воздействиям, далее совершается выбор последующего поведения личностью, исходя из степени важности для нее внутренних и внешних целей, степени активности и соответствующих практических действий для реализации этих целей. Самоорганизация проявляются в следующих признаках: соотнесенность усвоенных знаний с действительным отношением личности к себе и к окружающим, регуляции учебно-практической действий, целесообразности самопроявления в учебно-практической деятельности; оценке, контроле, корректировке будущего учителя как личности и субъекта деятельности.

Признаками самоуправления выступают: прогнозирование результатов собственной педагогической деятельности, рефлексия собственной профессиональной деятельности. Развитие данного компонента связано с умением будущего учителя осознать свои специфические особенности, правила организации собственных действий и собственного отношения, в которых зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен дать себе отчет, что ему самому нужно.

В качестве приемов активизации ценностно-смыслового самоопределения могут быть рассмотрены: ценностно-смысловые опросники, главный акцент в которых направлен на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения, активизирующие профориентационные опросники, главная цель которых – заставить задуматься о вопросах, которые при дискуссионном обсуждении могут быть «скучными», в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. В процессе профессиональной подготовки в вузе успешным средством активизации ценностно-смыслового самоопределения будущих учителей является решение педагогических ситуаций создания успеха и обеспечения роста достижений; ситуации стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам; ситуации развития самостоятельности и ответственности за свои поступки.

Профессиональная компетентность педагога

  1. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога.
  2. Педагогическая компетентность учителя как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
  3. Профессионально-личностная компетентность как критерий качества подготовки специалиста для сферы образования.
  4. Всепроникающая сущность педагогической деятельности.

Содержание изучаемого материала:

Профессиональная компетентность – результат профессионального образования, включающий в себя как содержание профессиональной подготовки, так и систему непрофессиональных знаний, необходимых специалисту.

Профессионализм педагога – совокупность наиболее важных с точки зрения признаков, особенностей, профессионально значимых знаний, умений и навыков, способностей.

Педагогическая компетентность учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.

  1. Теоретическая готовность в структуре педагогической компетентности учителя понимается как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний и обобщенное умение педагогически мыслить. Это группа внутренних (идеальных) умений.

Содержание теоретической готовности учителя включает:

  • аналитические умения, которые состоят из ряда частных умений: анализировать педагогические явления, т.е. делить их на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления); осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные (соответствующие) логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать педагогическое явление, находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения;
  • прогностические умения, которые связаны с управлением образовательным процессом и предполагают ориентацию на четко представленный в сознании субъекта управления конечный результат. В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения объединяются в три группы: прогнозирование развития коллектива, прогнозирование развития личности, прогнозирование педагогического процесса.
  • состав прогностических умений можно представить следующим образом: выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического процесса, распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности;
  • проективные умения, которые осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и включают ряд частных умений: перевод цели и содержания образование и воспитания в конкретные педагогические задачи, учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств, определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса, отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел, планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, отбор содержание, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
  • рефлексивные умения, которые имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Рефлексия – анализ собственных действий и состояний и выяснение, насколько и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают рефлектирующего, его личностные особенности, эмоциональные реакции, представления. Учителю необходимо уметь анализировать собственную деятельность: анализировать правильность постановки целей, их “перевода” в конкретные задачи, соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам, эффективность применения методов, приемов и средств педагогической деятельности, причины успеха и неудач.
  1. Практическая готовность педагога в структуре его педагогической компетентности выражается во внешних (предметных умениях) – умениях педагогически действовать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

Организаторская деятельность учителя обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. К организаторским умениям относятся мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.

  • Мобилизационные умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивого интереса к учению, труду и другим видам деятельности, формированием потребности в знаниях, вооружение учащихся основами НОТ.
  • Информационные умения проявляются в умении четко и ясно излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, логически правильно строить рассказ, изложение, формулировать вопросы в доступной форме, применять ТСО.
  • Развивающие умения предполагают определение “зоны ближайшего развития” отдельных учащихся, класса, создание проблемных ситуаций, стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (частного к общему, вида к роду, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины-следствия, цели-средства, качества-количества, действия – результата) отношений.
  • Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей.
  • Организаторские умения неразрывно связаны с коммуникативными, от которых зависит установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя с учащимися, учителями, родителями.
  • Коммуникативные умения включают перцептивные умения, умения педагогического общения, умения и навыки педагогической техники. Перцептивные умения (перцепция – восприятие, понимание людьми социальных объектов) включают: умение воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, глубоко проникать в личностную суть других людей, устанавливать индивидуальное своеобразие человека, определять к какому типу личности и темперамента относится человек, по признакам определять состояние человека, видеть главное в другом человеке.
  • Умения педагогического общения. Педагогическое общение включает ряд этапов: этап моделирования предстоящего общения – мысленно восстановить особенности класса, предыдущего общения, индивидуальные особенности. Организация непосредственного общения требует владения умением осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание. Необходимо умение устанавливать психологической контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися, создавать обстановку коллективного поиска. Управление общением предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке. Успешное управление требует умений распределять внимание и поддерживать его устойчивость. Установление обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников, достигается через умение по поведению учащихся, их глазам, лицам устанавливать психологический настрой класса (эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия).

Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, необходимых для педагогического стимулирования активности, как отдельных учащихся, так и коллектива в целом, умения выбрать правильный стиль, тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа. Кроме того, педагогическая техника включает развитие речи учителя, дикцию, мимику, жесты, пантомимику (умение управлять своим телом), регулировать свое психическое состояние. Для успешного осуществления педагогической деятельности учитель должен владеть прикладными умениями: уметь рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах и т.д.