Цели:

  1. Сформировать представление об инновационной деятельности как источнике педагогических идей.
  2. Развить и углубить знания студентов о современной педагогической литературе.
  3. Сформировать практические умения и навыки работы с научной педагогической литературой (аннотирование, конспектирование, рецензирование).
  4. Стимулировать потребность в систематическом чтении педагогической литературы.

План:

  1. Теория и практика как источники педагогических идей.
  2. Инновационная деятельность образовательных учреждений и отдельных педагогов как источник педагогических идей.
  3. Педагогическая публицистика (газетные и журнальные статьи, заметки на темы обучения и воспитания и др.).
  4. Научная педагогическая литература (монографии, научные статьи, тезисы и др.)
  5. Художественная педагогическая литература (повести, романы и др.).

Содержание изучаемого материала:

Педагогическая идея – основная мысль, замысел, определяющий содержание педагогической деятельности, ее средств, содержания, технологий.

Инновация (от латинского in – в, novus – новый) – нововведение. Содержательная сторона инновационной деятельности учителя (новые средства, методы, формы и пр.) называется новшеством, а через понятие инновация раскрывается процесс их реализации в деятельности учителя.

Педагогическая инновация отражает содержательную сторону инновационного процесса в образовании и характеризует не только научно-педагогическую идею, но и технологию ее реализации в педагогической практике.

Наличие нетрадиционных технологий, эффективных способов работы в практической деятельности отдельных учителей или образовательных учре6ждений стимулируют научный поиск и выработку принципиально новых идей, направленных на совершенствование массовой педагогической практики. Вместе с тем, наличие новых идей и технологий – это лишь условие обновления и развития современной школы. Они станут инновацией, если будут использованы, востребованы в практике. Для этого необходима организация поисковой, опытно-экспериментальной работы. Этот процесс называется инновационной деятельностью учителя.

Педагогическая литература – совокупность произведений, в которых освещаются различные аспекты педагогической теории и практики.

Научная педагогическая литература – совокупность научных произведений, в которых представлены результаты научного педагогического исследования.

Виды научной педагогической литературы: монография, научная статья, тезисы, диссертация, автореферат диссертации.

Педагогическая публицистика – литература по актуальным вопросам образования, воспитания и обучения, которые затрагивают интересы широкого круга читателей (общественность, родители, дети и др.).

Художественная педагогическая литература – совокупность произведений, изображающих педагогическую реальность в образах.

Конспектсистематическая, логически связная запись, передающая суть текста.

Рецензия – критический анализ и оценка художественного или научного произведения.

Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по какой-либо теме.

Аннотация – краткая характеристика содержания какого-либо произведения.

План – схематически записанная совокупность кратко сформулированных мыслей.

Тезис – основополагающее утверждение, требующее доказательства.