Педагогические учебные заведения.

  1. Стратегия развития системы отечественного образования: введение обязательного полного среднего образования, реализация Концепции профильного образования.
  2. Реализация двухуровневого высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса.
  3. Непрерывное педагогическое образование: педагогические классы, педагогические колледжи, педагогические институты, педагогические университеты.

Содержание изучаемого материала:

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа – это институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Цели профильного обучения:

  • обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширение возможностей для социализации учащихся, обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Болонский процесс – это процесс структурной перестройки, которая предусматривает реформирование национальных систем высшего образования, изменение образовательных программ и необходимые институциональные преобразования в высших учебных заведениях.

Болонский процесс начался с принятия 29 странами Европы Болонской декларации 19 июня 1999 г. Она является поворотным пунктом в развитии высшей школы Европы и выражает поиск совместного европейского подхода к разрешению общих проблем высшего образования. Под Болонской декларацией поставили свои подписи уже руководители образовательных систем 29 стран, в том числе и не входящих в Европейское сообщество (Австрия, Бельгия (Фламандская община), Бельгия (Французская община), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония).

Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году.

Декларацией предусматривается:

использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (обеспечение трудоустройства выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего образования);

введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного (градуального и постградуального); доступ ко второму этапу требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

принятие системы кредитов, аналогичной ECTS (European Community Course Credit Transfer System) как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями;

  1. стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;
  2. развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;
  3. усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д.

Непрерывное педагогическое образованиесовокупность основных образовательных программ и учебных заведений разного уровня, обеспечивающих формирование и развитие системы знаний, способов деятельности и профессионально-личностных качеств учителя в течение всего периода профессиональной подготовки к педагогическому труду.

Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.

  1. Пути овладения педагогической профессией. Индивидуальные образовательно-профессиональные маршруты.

Характеристика системы профессионального педагогического образования в России В настоящее время в России существует многоуровневая система педагогического образования, которая совмещает в себе две концептуальные основы. Первая основа – это концепция светского образования, в русле которой развивается большинство учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования. Вторая концептуальная основа – это многоуровневое образование, которое существует на западе и пытается привиться в России. Подготовка педагогов в России ведётся в средних и высших профессиональных заведениях. Как и в советское время, профессиональная ориентация в области педагогического образования осуществляется ещё в школе, где существуют педагогические классы, которые, не давая профессионального образования, ориентируют учащихся на овладение будущей профессией. Помимо общеобразовательных дисциплин в учебный план входят дисциплины психолого-педагогического цикла.

Педагогические колледжи. Первой ступенью профессионального педагогического образования в России на данный момент являются педагогические колледжи, которые направлены на получение среднего профессионального образования. Обучение в них проходит в сроки от 2 до 3,5 лет. Педагогические колледжи готовят педагогов для дошкольных учреждений и педагогов для начальной школы. Набор специальностей разнообразен. Среди них педагоги по рисованию, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях и в начальной школе и др.

Высшие учебные заведения. Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения. Высшее педагогическое образование можно получить как в специализированных высших педагогических учебных заведениях, так и в высших учебных заведениях, в которых осуществляется подготовка психологов и педагогов. Среди них социальные университеты, университеты и др. Специальности, получаемые в высших педагогических учебных заведениях многообразны. Бакалавры и магистры. Во многих высших учебных заведениях введена многоуровневая подготовка специалистов. Первый уровень – это бакалавры, которые обучаются 4 года и в целом осваивают педагогическую специальность по избранному направлению и имеют право работать педагогами в разных учебных заведениях. Второй уровень – подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и имеет целью подготовить специалиста, способного решать многообразные педагогические проблемы и заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Аспирантура. Третьим уровнем подготовки педагога в настоящее время является аспирантура и докторантура, в которых готовятся научно-педагогические кадры высшей квалификации для решения задач подготовки педагогов в высших учебных заведениях.

Многоуровневая система образования.Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Проблемы многоуровневого образования являются сложнейшими и многоаспектными. До сих пор ещё полностью не определены пути введения многоуровневой системы образования. Многие исследователи и государственные институты предлагают свои модели многоуровневого образования, которые направлены на адаптацию системы многоуровневого образования давно развивающейся на западе к условиям российского образования.

Бакалавр и магистр в образовании. Студент, который учится на бакалавра, осваивает программу в 4 года и получает диплом, который позволяет ему заниматься воспитанием и обучением во всех типах образовательных учреждений по полученной им специальности. Человек, который хочет получить диплом магистра, уже должен получить диплом бакалавра и учиться ещё 2-3 года, чтобы получить диплом магистра, который позволяет ему осуществлять те же функции, что и бакалавр, но, при этом, заниматься научно-исследовательской и руководящей работой в любых образовательных учреждениях.

Можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки педагога, существующие в настоящее время: уровень профессиональной ориентации (педагогические классы школы); среднее профессиональное образование (педагогические колледжи); высшее профессиональное образование (высшие учебные заведения); подготовка научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования (аспирантура, докторантура).

Педагогическое общение-система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися это не язык команд, а язык доверия.Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика). Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении. Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов( психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации. Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:1) Педагог открыто выступает как инициатор общения.2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами.Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержаний деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспи-танников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность вос-питанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и само-отверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей дея-тельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отно-шения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Для обеспечения эффективной работы педагога как ключевого субъекта воспитательской системы необходимо определиться в качествах и направ-лении развития личности педагога-воспитателя.

Нужно помнить, что невозможно воспитать в ребенке какое-либо качество не обладая им самому. Таким образом педагога воспитателя должны отличать следующие личностные качества и характеристики:

·        гуманизм (любовь к детям, альтруизм, способность к симпатии, настроение человеческих отношений на гуманистической основе, приверженность идеям гуманистической педагогики);

·        профессионализм;

а) педагогическая готовность, способность и желание работать с детьми

умение увлечь детей, организовать их деятельность

б) методическая готовность: работа над методическим обеспечением воспи-тательного процесса, владение разнообразными формами воспитательной работы и поиск новых, знаний современных воспитательных технологий.

в) технологическая готовность: знание психологии как науки, возрастной психологии, психологии общения, творчества, развития в себе рефлексивной культуры, умение видеть, чувствовать, анализировать состояние другого человека

– общекультурное развитие

– креативность

– саморазвитие

– патриотизм

Модель педагога как целевая установка идеальна, а значит недостижима, однако, разбиваясь на конкретные задачи, оно задает направление и пути развития и реализации кадрового педагогического потенциала школы.

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные

– воспитание в процессе обучения

– внеучебная деятельность

а) внутриклассная

б) межклассная

в) внеклассная

г) участие в работе творческих объединений

д) внешкольная

е) массовая, общешкольная

ж) работа с семьей и общественностью

з) работа по месту жительства

Повышение квалификационного, креативного уровня классного руководителя дают методические объединения, педагогические советы, конференции, заседания творческой группы. Мы определили эту работу следующим образом.

Для определения уровня работы классного руководителя существует критерий оценивания его работы (см. Приложение). Очень важно место в работе заместителя директора во воспитательной работе, а также классного руководителя занимает мониторинг, сбор банка данных. Например мы се-годня отлеживаем уровень воспитанности учащихся, уровень развития коллектива, помогает оценивать работу классного руководителя и таблица участия классных руководителей во внедрении воспитательной системы. (см. Приложение).

 

  1. Способы профессионального саморазвития будущего педагога: самообразование, самоорганизация, саморегуляция, самовоспитание.

 

  1. Карьера педагога. Виды карьеры.

Содержание изучаемого материала:

Самообразование – целенаправленная, определенным образом осуществляемая познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.

Самовоспитание – сознательная работа по развитию профессионально значимых качеств личности. Она может осуществляться в трех направлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение профессиональной компетентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Исследователи выделяют следующие источники самовоспитания:

  • внешнее требование, переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, порождают потребность в самовоспитании;
  • внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между “Я – реальным” и “Я – идеальным”, между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации.

Профессиональное самопознание предполагает выявление общей самооценки, особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности. Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопознания – анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок трудных», – превосходный учитель, дорого, однако, берущий за свои уроки. Другой способ познания себя – сравнение с другими.

Самовнушение это способ саморегуляции эмоциональных состояний посредством словесных воздействий.

Самокритика анализ процесса и результата деятельности, нахождение у себя недостатков, осознание их отрицательного влияния, выработка непримиримого отношения к ним.

Самооценка компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Самопознание процесс целенаправленного получения информации о развитии качеств своей личности.

Самопрогнозирование это попытка представить себя в определенных ситуациях деятельности, своеобразная психологическая самоориентация. Главные критерии самопрогнозирования масштаб охвата педагогических явлений, умение всесторонне анализировать эти явления (диагностировать ситуацию) и способность разрабатывать на этой основе множество возможных решении, а также предвидеть возможный эффект деятельности.

Самосознание учителя профессиональное – комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны учащихся, родителей, педагогов; самооценку учителем своих отдельных сторон и становления профессиональной Я – концепции, придающей ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности.

Самостимулирование определение для себя некоторых поощрений в случае достижения конечной цели.

Самоубеждение метод воздействия на себя с целью осуждения собственных поступков или утверждение новых отношений. Путем самоубеждения можно перестроить самосознание, отношение к различным явлениям и в конечном итоге собственное реальное поведение.

Самообразование специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Метод приобретения знаний на основе самостоятельных занятий, систематической, целеустремленной работы с первоисточниками, научной, учебно-методической и другой литературой. Может быть самообразование учителя – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта.

 

Карьера – активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающее его устойчивость в потоке социальной жизни.

Виды карьеры: линейная, стабильная, спиральная, кратковременная, платообразная, снижающаяся (.

Линейная карьера. Человек с самого начала своей трудовой деятельности выбирает понравившуюся ему область и упорно шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице. Например, учитель — руководитель методического объединения — завуч — директор школы — инспектор РОНО — работник городского Комитета по образованию — работник министерства и т. д. У людей, целенаправленно делающих карьеру, линейная конфигурация — одна из наиболее распространенных.

Стабильная карьера. Лицо, которое имеет стабильную конфигурацию карьеры, также еще в молодости выбирает область своей деятельности и до конца остается в ней. И хотя такой человек со временем повышает уровень мастерства и имеет более высокий доход, он не стремится продвигаться по иерархической лестнице своего ведомства. Это довольно распространенный вид карьеры. Примером могут служить такие профессии, как учитель, врач, различного рода специалисты. Их повседневная работа по своему содержанию изменяется незначительно. Здесь скорее речь может идти о повышении квалификации, духовном обогащении.

Спиральная карьера. Такая карьера для беспокойных людей, мятущихся натур. Они с энтузиазмом погружаются в работу, трудятся напряженно и делают свое дело хорошо, продвигаются в своем статусе и ранге. Однако лет через 5—7 их интерес затухает, причем настолько, что они уходят на другую работу, и все повторяется заново. Видимо, поэтому иногда на работу в школу приходят случайные люди, не определившиеся до конца со своими профессиональными пристрастиями. Как правило, надолго они в учеб­ном заведении не задерживаются.

Кратковременная карьера. Человек часто переходит с одной ра­боты на другую. Он особо не выбирает область деятельности и лишь случайно и временно получает незначительное повышение. Таких людей нередко называют «летунами». Как правило, это неквалифи­цированные и нередко недисциплинированные работники.

Платообразная карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его считают подходящей кандидатурой для выдвижения. После ряда выдвижений он достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. Больше его не повышают, и он остается на этом месте до ухода на пенсию. О таких работниках говорят, что они попали в «мертвую зону», на плато, где им присваивается нулевой коэффициент продвижения.

Снижающаяся карьера. Такая конфигурация карьеры трагична. Человек неплохо начинает свою карьеру и добивается неодно­кратного повышения. Однако в его жизни происходит нечто не­предвиденное (болезнь, злоупотребление алкоголем и т. п.), что перманентно снижает качественный уровень его работоспособно­сти. В силу этого он начинает не соответствовать требованиям занимаемых должностей и постепенно опускается до самого низкого уровня.