Современные теории обучения.

  1. Возникновение и развитие классических обучающих систем: догматической, объяснительно-иллюстративной;
  2. Современные дидактические концепции: развивающее обучение, личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, программированное обучение;
  3. Концепции дифференциации и индивидуализации обучения.

Содержание изучаемого материала:

Обучающая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Описание системы сводится к характеристике целей, содержания образования, дидактических процессов, методов, средств, форм обучения и принципов. Каждая из дидактических систем (моделей) образования опирается на дидактическую концепцию или теорию. Теория – система взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование того или иного явления. Теория индивидуальности, теория дифференциации обучения и пр. каждая теория имеет множество идей, положений, которые соотнесены друг с другом.

Под концепцией понимают теоретические положения, формулирующие определенный взгляд на процесс или явление, но не предписывающие систему практических действий или установок. Богатство имеющихся обучающих систем можно рассмотреть на основе трёх систем дидактики: традиционная, педоцентристская и современная. Есть классификации дидактических концепций: по характеру познавательной деятельности учащихся. В этой связи выделяют: классические (традиционные) обучающие системы: догматическая, объяснительно-иллюстративная и современные дидактические концепции: проблемная, программированная, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.

Традиционные дидактические системы связывают прежде всего с именем немецкого ученого И. Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения. Догматическая концепция обучения сложилась в средневековье как вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста.

Объяснительно-иллюстративное обучение. Основная цель такого вида обучения – передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характеризуется тем, что учитель излагает знания в обработанном, “готовом” виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это наиболее распространенный вид обучения, научно обоснованный и описанный в начале XIX века. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят примерно так:

Действия учителя Действия ученика
1. Информирует о новых знаниях, объясняет. 1.  Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.
2. Организует осмысливание учебной информации 2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала.
3. Организует обобщение знаний. 3. Обобщает усвоенный материал
4. Организует закрепление учебного материала. 4. Закрепляет изученное путем повторения.
5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения. 5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.

Главное, что характерно для этого процесса, — деятельность учителя состоит в основном в предоставлении, “подаче” информации посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств.

Сообщающее обучение как вид, путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последовательно, в экономичном режиме и темпе, для большого количества учащихся одновременно. Однако в этом подходе есть и недостатки: деятельность учеников сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются умственные способности и умения учащихся, такие как: умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты, выделять элементы целого и другие интеллектуальные умения, которые, согласно современной дидактике, являются важнейшей целью обучения, наряду с формированием знаний и ценностной ориентацией школьников. Иначе говоря, сообщающее обучение не развивает мышление. Целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.

К началу XX века эта система подверглась резкой критике за книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы. Среди них выделяется, прежде всего педоцентристская дидактика. Ее называют также прогрессивистской, реформаторской, обучением через делание. Её появление связывают с именем американского педагога Д. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Главной проблемой дидактики стала активизация ученика в процессе учения. Следовало сделать так, чтобы учеба носила самостоятельный, естественный, спонтанный характер. Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие.

Наличие проблем в традиционной и педоцентристской концепциях заставляет искать пути их решения. Вторая половина XX века характеризуется развитием дидактической мысли. Постепенно вырисовываются контуры современной дидактической системы. Цели обучения в большинстве подходов предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и в старших классах.

В качестве приоритетов в нынешней школе выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духовное и физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка. Учитель должен не столько передавать информацию или консультировать учащихся согласно спонтанно возникающим у них интересам к чему-то, сколько организовать процесс обучения.

Процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый учителем. Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, организует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной и реформистской исследовательской дидактики и используя их достоинства.

Проблемная концепция обучения. В ее основе лежит идея известного психолога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через решение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Проблемное обучение основано на получении учащимися знаний в ходе решения практических проблем в ситуациях. Проблемная ситуация — это психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания.

Программированное обучение. В его основе лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление этой системой осуществляется по определенной программе. Важным аспектом является получение обратной связи.

Наибольшее распространение получили классификации по подходам: психологические, педагогические, кибернетические. Кибернетический подход называют в литературе еще и алгоритмическим. Его основа процесс алгоритмизации деятельности учащихся. Считается, что алгоритм дает не только возможность выполнения задания, но и понимания того, почему именно так все делается. Примером такого алгоритма является пример решения квадратных уравнений

Новый импульс использования программированного обучения связан с проблемным программированием (Матюшкин). С помощью программы информация учеником может быть усвоена не полностью, ему может быть предоставлена возможность ее использования в других условиях. По мере обобщения и закрепления уменьшается помощь, оказываемая учащемуся этой программой.

История программированного обучения показала, что период его абсолютизации прошел, но что вместе с тем программированное обучение на основе развивающейся техники имеет большие перспективы, в особенности в сочетании с другими подходами: с традиционным и проблемным обучением, с информационными технологиями. Концепция программ, управляющих обучением, является плодотворной дидактической основой для создания современных обучающих систем.

Таким образом, современная дидактика постепенно, но неуклонно переходит от рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельностному построению обучения. Это и есть сущностная особенность современной дидактической системы. Речь здесь идет о личностно ориентированном обучении.

Ориентация на личность в педагогической науке связана в первую очередь с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания. Эти цели порождаются социально, формулируются психологией (дающей ответ, например, на вопрос о характеристиках творческой деятельности, к которой предстоит приобщить школьника) и выполняются педагогикой, обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание образования и методы обучения. (В. В. Краевский).

Ориентация на личность в практике означает, прежде всего смену стиля педагогического общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и, как следствие, уважение к другим людям. Становление современной дидактической системы основано на социальном заказе – воспитать творческую, инициативную, самостоятельную личность, активно участвующую во всех общественных и государственных делах.

Концепция развивающего обучения. Его главная цель состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному усвоению знаний, поиску истины. Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учеников вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения.

Концепция личностно ориентированного образования.

Так же, как и К. Роджерс, И. С. Якиманская различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Последовательное применение принципа субъектности как методологической основы проектирования личностно-ориентированного образовательного процесса и всех его компонентов, позволило И. С. Якиманской создать теорию, которая указывает на возможность возникновения и действия внутренних механизмов развития, создаваемых самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности (например, способ учения, способ самореализации и др.).

Дидактическая модель личностно-ориентированного образования В. В. Серикова. В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В. В. Сериковым, положена теория личности С. В. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность — это не набор заданных качеств, а способность человека «быть личностью», то есть проявлять свои отношения к миру и самому себе. Личностно-ориентированное образование — это такое образование, считает В. В. Сериков, которое создает условия для проявления личностных функций учащегося. К числу последних он относит следующие:

– проявление избирательности — функцию выбора;

– мотивацию — функцию принятия и обоснования деятельности, поступка;

– рефлексию — функцию самооценки, критики, самокритики, конструирования образа Я;

– самореализацию — функцию реализации образа Я;

– смыслотворчество — функцию определения системы жизненных смыслов личности и др.

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе В. В. Сериков считает создание личностно-ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной). Предлагаемая технология основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно-ориентированной ситуации: жизненной контекстности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии участников. Триада – «задача—диалог—игра» образует базовый технологический комплекс, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Проективная модель личностно-ориентированного обучения Н. И. Алексеева. В модели, разработанной Н. И. Алексеевым, сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога. С другой стороны, с понятием «культурного акта», смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.

Проектирование личностно-ориентированного обучения – особый тип педагогической деятельности, содержание и организационное оформление которого ориентировано на учет:

а) типа психического развития учащихся;

б) личностных возможностей и особенностей педагога;

в) психологически адекватного представления для учащегося специфики предмета

Тип психического развития учащегося, по Н. И. Алексееву, детерминирован направленностью обучения — инструментальной или культурологической. В первом случае развиваются, в основном, когнитивные способности личности как инструменты познания: память, внимание, мышление, самостоятельность и активность в познании;

Во втором – развивается ценностно-эмоциональная сфера личности ее личностные отношения к миру, деятельности, себе, его личностная позиция. Смысл деятельности, иерархия оценок, развитие рефлексии, самостоятельности как субъективного образования (наличие личной позиции) и т.д. являются главными ориентирами личностно-ориентированного образования. Только в личностной педагогике проявляется «надситуативная активность (В. А. Петровскиий), в субъектной же педагогике вершина творчества — «перенос» усвоенного знания в новую ситуацию», — утверждает Н. И. Алексеев.

Включение личностных качеств педагога в процесс проектирования личностно-ориентированного обучения — вторая особенность дидактической модели Н. И. Алексеева.

Современные концепции воспитания.

  1. Современное состояние теории воспитания: множественность подходов. Понятие концепции в воспитании;
  2. Традиционные концепции воспитания, их общая характеристика и основные положения. Специфика деятельности педагога на основе определенных концепций воспитания;
  3. Профессионально-личностная позиция педагога как основа его воспитательной деятельности.

Содержание изучаемого материала:

Нередко воспитание определяется как «процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека». Однако гуманитарный анализ показывает недостаточность такого понимания. Во-первых, у старшего поколения нет опыта той жизни, которой живет молодежь, и потому предшествующий опыт уже не актуален для последующих поколений. Во-вторых, передача и усвоение опыта (как это ни удивительно на первый взгляд) не может «обеспечить развитие человека». Хотя бы потому, что «передача и усвоение опыта» не отличает человека от животных: кошка передает опыт котенку, собака — щенку. Так обнаруживается неоднозначность в понимании одной из базовых категорий педагогики.

Все многообразие современных научно-педагогических идей можно с уверенностью классифицировать в трех ведущих образовательных парадигмах – традиционной (в крайнем своем проявлении — технократической), гуманистической и гуманитарной.

Традиционная парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся, прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные качества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.п.), а те в свою очередь – на отдельные мероприятия. Кажущаяся простота предлагаемых решений по принципу «стимул — реакция» нередко приводит педагога к технократической стратегии, направленной на выработку лишь поведенческих реакций человека, использованию исключительно количественных методов в оценке результата педагогической деятельности.

В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. Человек, таким образом, фактически признается существом самодостаточным. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми. Результаты исследования проблем самопознания, самоактуализации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гуманистической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоотношений педагогов и воспитанников. Однако чрезмерное увлечение этими подходами может приводить к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма, при котором человек пренебрегает интересами сообщества, потребительски использует окружение.

Гуманитарная парадигма, которая приходит на смену гуманистической, ставит в центр целостного человека во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность; целью же гуманитарности является развитие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений. В кратком изложении гуманитарная парадигма означает признание следующих фактов: целостного характера педагогических процессов и явлений; их обусловленности внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейного, кризисного характера саморазвития; необходимости оказания помощи (содействия) в поступательном развитии человека.

Человека из животного мира выделяет культура. Именно она (и все, что с ней связано — мораль, нравственность, духовность, религиозные культы…) определяет человеческое качество общества. Следовательно, и воспитание становится воспитанием Человека, если оно понимается в контексте культуры, как элемент культуры.

Воспитание в контексте культуры предполагает саму жизнь, а не «подготовку к жизни», когда всякое взаимодействие педагога с воспитанником приводит к содержательному обогащению жизни каждого из участников взаимодействия.

Понимание культуры как педагогической категории, позволяет понять три аспекта воспитания: социально-нормативный (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением: в первую очередь принятие его норм); индивидуально-смысловой (выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация… и прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности) и ценностно-деятельностный (взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения).

Первый аспект раскрывает социальное значение воспитания как инструмента продолжения общества в отдельной личности через принятие общественного мнения, норм, традиций, ритуалов. Все эти «средовые влияния» могут стать эффективными средствами воспитания, ведь культура «программирует» не только деятельность, но и способ восприятия людьми отдельных фактов и событий, предопределяет их оценку и выбор поведения.

Воспитание как социальное явление — это инструмент продолжения общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры (социализация). Результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром.

В отношении школьного воспитания, как выявили З. А. Малькова и Л. И. Новикова, нужно целенаправленно формировать идеологию школы, которая разделяется и принимается как взрослыми, так и детьми: целостный образ собственной школы; представление о прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях, общественное мнение, в котором преобладают ценности конструктивного поведения, позитивное принятие многомерности и многообразия окружающего мира, мажорный тон взаимоотношений, традиции школы и ритуалы.

Второй аспект культуры раскрывает особое назначение воспитания в индивидуальном самостановлении человека, которое невозможно без поисков смысла собственного существования. Потеря смысла жизни и деятельности, существования вообще — основная причина немотивированной агрессии в молодежной среде, отклоняющегося поведения, а порой и ухода из жизни. Но смыслы тоже не берутся «из ниоткуда», они находятся в культуросообразной среде, во взаимодействии со средой.

Воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характере общения человека с окружающим миром (в способе обмена информацией и связанных с нею эмоциональных состояниях).

Учебная и исследовательская деятельность школьников, участие в научных обществах учащихся, система организации эмоционально насыщенного досуга, развитая система дополнительного образования детей, позволяют самоопределиться.

Третий аспект культуры раскрывает механизм воспитания как достижения единства индивидуально-личностных проявлений человека. Этот механизм не мыслится иначе как диалогическое взаимодействие со значимым Другим.

Взаимодействие — когда каждая из сторон воздействует друг на друга и изменяется при этом сама, изменяет свои представления, оценки, знания. В связи с этим порой используется термин со трансформация (А. А. Вовк). Смыслы тоже обретаются во взаимодействии; совместность — необходимое условие обретения смысла.

Воспитание как специально организованная деятельность определяется как ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при котором совершенствуется каждый из них. Результатом такого воспитания становится деятельная активность воспитанника как форма утверждения ценностных установок субъекта.

Важнее всего, когда деятельность основана на принципе ценностно-смыслового равенства педагога и воспитанника. Равенства не в смысле объема знаний или жизненного опыта, но в прирожденном человеческом праве неограниченного познания мира, построении жизненных смыслов, причем в тех формах, которые органичны и комфортны в индивидуально-личностном плане, как педагога, так и воспитанника (И. А. Колесникова). Тогда образовательное учреждение превращается в своеобразную общину, основанную на господстве гуманитарных ценностей.

Выделенные три аспекта раскрывают воспитание как культуросообразный процесс становления человеческого качества в человеке. Специфика культуросообразного воспитания состоит в оказании воспитаннику помощи в интеграции в мир культуры. Она все более требует от человека постоянное самосовершенствование, готовность к конструктивному взаимодействию (к работе в команде), способность к выбору, смелость взять ответственность на себя, восприятие неудачи не как краха жизни, а как возможности самопреодоления и грядущего успеха.

Культуросообразное воспитание как деятельность по управлению, поддержке и сопровождению процесса становления человека субъектом культуры включает освоение норм общества (социально-нормативный аспект), творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект) и жизненное самоутверждение (ценностно-деятельностый аспект).

Современная педагогическая реальность отличается множественностью подходов к пониманию воспитания и воспитательного процесса, к организации педагогической деятельности в сфере воспитания. Знание этих подходов необходимо как педагогу-исследователю, так и педагогу-практику — ведь деятельность и того, и другого должна быть в первую очередь концептуальной, методологически и теоретически обоснованной. Среди характерных признаков современной социально-педагогической ситуации многие исследователи и учителя отмечают стремительное изменение условий жизни, непредсказуемость этих изменений, повышенный прагматизм в отношении родителей и школьников к учителю.

Необходимость выстраивать обоснованную стратегию воспитания в различных ситуациях жизнедеятельности приводит педагога к осознанию принципов своей профессиональной деятельности, выстраиванию их в педагогическую позицию, концепцию.

Концепция — это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, ведущая идея для их освещения; система взглядов на что-либо; единый, определяющий замысел, ведущая мысль произведения или научного труда; конструктивный признак.

В рамках традиционной парадигмы разрабатываются главным образом концепции «жесткого» педагогического управления. Это означает, что первоочередное внимание уделяется проблемам воздействия педагога на воспитанника, т.е. исследуется главным образом лишь одна сторона педагогического взаимодействия. Деятельность педагога рассматривается как определяющая, ведущая (авторитарная), а деятельность воспитанника — как ответная реакция на действия педагога.

Примером традиционной концепции воспитания может служить системно-ролевая теория формирования личности ребенка (Н. М. Таланчук). Автор этой концепции исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества, выполняет определенные социальные роли (супружескую, родительскую, профессионально-трудовую, коммуникативную, патриотическую, нравственную, целеутверждающую, роль субъекта творчества). Осваивая систему социальных ролей, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью в различных ее аспектах — семьянином, профессионалом, гражданином. В рамках данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей, а цель воспитания видится в формировании личности, готовой и способной выполнять систему таких ролей. При этом каждой социальной роли соответствует определенная задача воспитания и самовоспитания: родительской — формирование педагогической культуры, профессионально-трудовой — формирование профессиональных знаний, умений, навыков и трудолюбия, целеутверждающей — формирование умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их. Для решения этих задач используются преимущественно традиционные «формирующие» методы.

Гуманистическая парадигма ориентирована на максимально полное раскрытие человеческой «самости», индивидуальности. Внимание педагога акцентировано в первую очередь на реализации личностных функций воспитанника, на приобретении им внутреннего опыта. При этом жизненный путь каждого ребенка рассматривается как уникальный. В соответствии с этим воспитательная деятельность понимается как помощь ребенку в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний.

Гуманистические концепции воспитания базируются на теории педоцентризма, согласно которой ребенок составляет центр воспитания и его главную цель.

Одна из гуманистических концепций воспитания — концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О. С. Газман). Автор концепции исходит из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Особое значение он придает процессу индивидуализации — того, что делает человека неповторимым, уникальным. Большое внимание О. С. Газман уделяет понятию педагогической поддержки, которую он понимает как превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Будучи приверженцем гуманистических идей, О. С. Газман советует воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила: 1) ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; 2) самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка; 3) всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; 4) все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами; 5) не унижай достоинства своей личности и личности ребенка; 6) дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур; 7) не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий; 8) доверяя — не проверяй; 9) признавай право на ошибку и не суди за нее; 10) умей признать свою ошибку; 11) защищая ребенка, учи его защищаться.

В гуманитарной парадигме термины «гуманистический», «гуманизация» применяются, прежде всего, для характеристики взаимоотношений между субъектами воспитания, их отношений к окружающему миру. Уважительные, добрые и внимательные отношения между педагогом и детьми, детей друг к другу, другим людям, природе, миру в целом, терпимость к иному мнению, иной точке зрения создают комфортные условия для становления человека.

В рамках гуманитарной парадигмы разработана концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н. Е. Щуркова), которая понимается как бытие человека, руководствующегося в отношении к миру стремлением к истине, добру и красоте. Воспитание определяется как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

В качестве основополагающих принципов, лежащих в основе воспитания, Н. Е. Щуркова называет следующие:

1) принцип ориентации на ценности и ценностные отношения, предписывающий педагогу обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками, а также за предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности, согласно которому педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно, — иначе говоря, быть субъектом собственной жизни;

3) принцип целостности, предписывающий педагогу целостность, полифоничность влияний на воспитанника, необходимость апеллировать к отношению как ключевому объекту внимания педагога, учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира.

В гуманитарной парадигме акцент смещается с «самости» человека на его взаимодействие с миром, приобретение опыта проживания и переживания ценностных отношений, включение его в мир культуры.

Педагогические идеи, разрабатывавшиеся в рамках разных воспитательных парадигм, относятся к разным способам существования человека. Традиционная парадигма «работает» в первую очередь с личностью; в гуманистической парадигме преимущественное внимание уделяется индивидуальности; гуманитарная парадигма, не исключая личностных и индивидуальных качеств, делает акцент на субъектности человека.

Гуманитарная педагогика часто именуется бытийной (онтологической) педагогикой, педагогикой духовности. Сущность педагогики духовности может быть раскрыта через систему ее основных, фундаментальных положений:

  • Человек рассматривается во всей целостности — не только в плане его физических, психических, социальных свойств, но и как носитель духовной сущности, того, что отличает человека от других живых существ и именуется «человеческим качеством», «человеческим в человеке», проявляющимся в неповторимой индивидуальной форме. Именно на становление духовной сущности человека должны быть в первую очередь направлены воспитательные усилия.
  • Содержание воспитания составляет не та или иная информация, а разнообразные способы со бытия (радость, восхищение, взаимопомощь, благодарность, выбор, скорбь, кризис, надежда, отчаяние, вдохновение, труд, любовь, совесть, стыд), реализуемые в разнообразных ситуациях педагогического взаимодействия. Осмысление (выявление смыслов и значений) и осознание (оформление смыслов и значений в систему индивидуальных ценностей) разнообразных ситуаций бытия составляет механизм саморазвития воспитанника. Именно поэтому каждая педагогическая ситуация должна быть наполнена ценностным содержанием.
  • Воспитание понимается как диалогическое взаимодействие. При этом диалог рассматривается не как отдельное, изолированное педагогическое средство, не как синоним беседы, а как способ совместного бытия педагога и воспитанника, как способ постижения собственного внутреннего мира, другого человека, природы и культуры.
  • Если в традиционной парадигме цели воспитания ставятся от общества или государства к человеку, в гуманистической — исходя из потребностей самого человека, то в педагогике духовности цели снова выносятся за пределы индивидуального человеческого существования, однако обнаруживается не в потребностях общества (государства), а в сфере ценностей и культуры. Такое понимание целей воспитания позволяет преодолеть замкнутость человека на самом себе, учитывая в то же время его духовные потребности, в первую очередь потребности в понимании, смысле жизни, творческой самореализации.
  • В основе педагогики духовности лежит системно-целостный подход к исследованию и проектированию педагогической реальности (см. тему 7). При этом, педагогические системы рассматриваются как сложные, неравновесные.
  • Специфика методов постижения педагогической реальности обусловлена тем, что педагогика духовности сосредоточена на постижении духовной жизни воспитанника, духовного бытия. Она стремится постичь ребенка не столько посредством традиционных «естественнонаучных» (когнитивных) методов, сколько посредством понимания и взаимопонимания в процессе диалогического взаимодействия.

Гуманитарные установки субъекта являются одним из условий, благодаря которым его деятельность приобретает ценностный характер, т.к. помогают увидеть за внешними проявлениями (поведение, внешний вид, манера общения и пр.) подлинно человеческую сущность и принять мир во всем его многообразии.

Через призму гуманитарности необходимо рассматривать и многообразие столь непохожих одна на другую концепций воспитания, существующих сегодня в педагогической науке. Гуманитарные установки позволяют педагогу увидеть единство в многообразии, оценить преимущества каждой концепции воспитания независимо от ее парадигмальной принадлежности.

Жизнь воспитателя как понимающее бытие предъявляет следующие требования к педагогу: во-первых, требованием максимальной объективности, беспри­страстности в процессе понимания воспитанника, необходимостью «освободить» свое знание не только от устано­вок, определяемых сиюминутными настроениями, но и влияниями культуры, «требованиями дня» и т.п. Во-вторых, важностью увидеть воспитанника вне созданной им же легенды о себе. В-третьих, обязанностью воспитателя, хотя бы эпизодически, видеть мир и ту ситуацию, в которой осуществляется общение, глазами ребенка, «увидеть мир, как в первый раз», «удивиться миру» (Е. Финк). В-четвертых, требованием к воспитателю — быть способным к самопониманию, всякий раз убеждаться в наличии этой способности в себе посредством редукции как теста на самоидентичность, на способность к независимому мышлению.

Осознание педагогом концептуальности и глубины смыслов деятельности, своей непохожести и уникальности во взаимосвязи с развитием способностей в итоге обогащает мастерство педагога. Сравнения педагогов-мастеров друг с другом всегда заканчивается констатацией факта непохожести стилей их деятельности. В этом случае гуманитарность выступает системообразующим свойством и основой индивидуального стиля педагогической деятельности, так как обеспечивает признание права педагога быть самим собой, т. е. разным, непохожим на других. Все большее число исследователей (Д. Б. Эльконин, В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов и др.) определяют позицию педагога в процессе воспитания как посредничество, по их мнению, «лишь посредничество есть событие, которое может стать основанием развития ребенка». Педагог в этой функции выступает как посредник между ребенком и всей человеческой культурой, помогая ему найти свое место в обществе, в сложном мире.

Субъектная профессионально-педагогическая позиция понимается как система доминирующих ценностно-смысловых отношений педагога к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности.

Выбор профессиональной позиции для педагога — это выбор его профессионального стиля, собственного «лица» во взаимоотношениях с учеником или воспитанником, его родителями, коллегами, руковод­ством. В соответствии со степенью осознанности, структурированности, устойчивости профессиональной позиции педагога можно выделить пять уровней сформированности профессионально-педагогической культуры.

Первый уровень — «внегуманитарный». Педагог отрицает необходимость или возможность профессиональных смыслов педагогической деятельности, главным образом отстаивая функции передачи знаний, умений, навыков, профессии и т. д. Воспитательный эффект своей деятельности не осознает и не проектирует. В своем взаимодействии с детьми использует преимущественно ролевые формы поведения, выбираемые в силу стихийно сложившихся представлений о ролевых функциях. О гуманитарности такого педагога говорить не приходится: она может проявиться стихийно, ситуативно, но так же внезапно исчезает.

Второй уровень — «нормативный». Это тип исполнителя инструкций. В структуре его позиции, преобладают не смыслы, а нормы педагогической деятельности, которые он «принимает к исполнению», не задумываясь о собственном отношении к ним. Тенденции в его педагогическом взаимодействии с детьми, скорее, обусловлены собственными человеческими качествами, которые он, между тем, воспринимает как проявление своей некомпетентности «необученности в области воспитательной работы». Поэтому, даже будучи приверженным гуманитарным взглядам в принципе, такой педагог может быть авторитарным в своей профессиональной деятельности.

Третий уровень — «технологический». Это педагог, который увлечен поиском «педагогических технологий», а по сути — новых форм организации обучения и воспитания. Его увлекает вариативность педагогического общения, в самоанализе часто звучат фразы «детям понравилось». Отношение детей к его деятельности значимо для него, хотя и побуждает большей частью лишь к поиску «новых разработок». Гуманитаризация мыслится им на уровне отдельных ситуаций, включенных в педагогический процесс, а не на уровне стиля деятельности педагога. Признание разнообразия в его деятельности проявляется естественно, но только лишь как уход от рутины.

Четвертый уровень — «системный». На этом уровне педагог стремится к созданию системы своих взаимодействий с воспитанниками. Здесь анализируется педагогическая ситуация и выбирается оптимальный стиль педагогической деятельности. «Формы воспитательной работы» воспринимаются лишь как «заготовки», «строительный материал» для установления оптимальных взаимоотношений с детьми на основе воспитательных целей. Для педагога важным становится не только разнообразие позиций детей, но также разные смыслы их участия в педагогическом взаимодействии.

Пятый уровень — «концептуальный». Педагог включает воспитательные взаимодействия в сферу своего не только профессионального, но и жизненного развития. Он испытывает осознанную потребность в дискуссионных формах работы, признавая мнения воспитанников как самоценные. Подавление в педагогической работе для него становится лишь крайней дисциплинарной мерой. Основным стилем деятельности является взаимное уважение и взаиморазвитие позиций.

Компетентностный подход к построению педагогического процесса.

  1. Становление компетентностного подхода в образовании. Понятия «компетенция» и «компетентность».
  2. Основные теоретические положения компетентностного подхода. Компетенции разного уровня и особенности их формирования.
  3. Профессиональная компетентность педагога.

Содержание изучаемого материала:

Отличительные для начала XXI в. изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, мобильность обучаемых. Происходящие в мире и в России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступили понятия «компетенция» и «компетентность».

Ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: competence-based education – CBE) формировалось в 70-е гг. ХХ в. в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 г. (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка. Н. Хомский высказал мысль о том, что употребление языка, его реальное использование в конкретных ситуациях, может являться проявлением компетенции (знания языка), установив, таким образом, единство знаний и умений применительно к компетенции. В 1959 г. Р. Уайт сделал вывод, что категория компетенции содержательно наполнена личностными составляющими, включая мотивацию, что позволяет говорить уже не о компетенции, а о компетентности как принадлежности личности.

Таким образом, в 60-х гг. прошлого века уже было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее трактуется как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальной и профессиональной жизнедеятельности человека.

При этом сами понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко использовались и ранее в быту и в литературе. Их толкование приводилось еще в словарях, изданных в 50-е гг. ХХ в.

Исследователи и в России, и во всем мире начинают не только изучать компетенции, выделяя от 3 до 37, но и строить обучение, имея в виду их формирование как конечный результат процесса образования.

Компетенция (от лат. competentia) – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения (способность и готовность самоопределяться, самореализовываться, саморазвиваться). Развиваясь, такой человек создает нечто новое, пусть даже в малых масштабах (новый прием, метод и т.д.). Он несет самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели, исходя из собственных ценностных оснований.

В методиках обучения отдельным предметам компетенции используются давно – например, лингводидактические компетенции применяются в языках, коммуникативные – в информатике. В последние годы понятие «компетенция» вышло на общедидактический и методологический уровни. Усиление внимания к данному понятию обусловлено также рекомендациями Совета Европы, относящимися к обновлению образования, его приближению к заказу социума. Необходимость формирования школой ключевых компетенций отмечена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

Если компетенция – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, то компетентность – совокупность личностных качеств ученика. Компетентный (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо. Компетентность – это способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир. Знания, умения, навыки, способы деятельности в этом случае выступают как материал для выращивания самости.

В различных видах компетенций широко представлены такие категории, как «готовность», «способность», а также такие психологические качества, как ответственность, уверенность.

Компетентность интегрирует в себе три аспекта – когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей).

Иерархия компетенций: ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках отдельных учебных предметов.

Ключевые компетенции, приведенные в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) направлены на формирование компетентности в следующих сферах:

  • в сфере самостоятельной познавательной деятельности – основана на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
  • в сфере гражданско-общественной деятельности (освоение ролей кражданина, избирателя, потребителя);
  • в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта и пр.);
  • в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих).

Функции компетенций в обучении:

  • являются отражением социального заказа на подготовленность молодых граждан для повседневной жизни в окружающем мире;
  • являются условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
  • задают реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
  • задают минимальный опыт предметной деятельности ученика, необходимый для его практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
  • имеют присутствие в различных учебных предметах и образовательных областях, т.е. являются метапредметными элементами содержания образования;
  • позволяют связать теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
  • представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и средств организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Введение понятия «образовательные компетенции» в нормативную и практическую составляющие образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Компетенции устанавливают набор системных характеристик для проектирования образовательных стандартов, учебной и методической литературы, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников.

В 90-е гг. ХХ в. предметом специального всестороннего рассмотрения становится профессиональная компетентность, в том числе и компетентность учителя. А. К. Маркова выделяет в структуре профессиональной компетентности учителя четыре блока:

1) профессиональные (объективно необходимые) педагогические и психологические знания;

2) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

3) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

4) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

В более поздних работах А. К. Маркова выделяет как виды профессиональной компетентности учителя специальную, социальную, личностную и индивидуальную.

Согласно Л. М. Митиной, понятие «педагогическая компетентность» включает «знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности». Соответственно в структуре компетентности выделяются две подструктуры – деятельностная и коммуникативная.

Согласно исследованиям Дж. Равена, компетентность характеризует единство когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности, направленной на реализацию ценностных установок субъекта.

Н. М. Борытко подробно характеризует компетентность учителя с точки зрения гуманитарного характера педагогической деятельности. Ниже представлена его позиция в отношении профессиональной позиции педагога.

Первое, что характеризует компетентность, — это способность субъекта реализовать в деятельности его ценностные установки.

При этом под ценностью понимают субъективную значимость для человека явлений окружающего мира, определяемую не их свойствами самими по себе, а соответствием нравственным принципам и нормам, идеалам, установкам, целям субъекта. Ценностные отношения характеризуются степенью принятия человеком целей, профессионально и личностно значимых для него.

Ценностное отношение педагога к учащемуся, воспитаннику как к «значимому Другому», от которого зависит собственное развитие педагога; принятие различных подходов, концепций, взглядов, мнений и смыслов как личностно значимых; ответственность за ненасильственный характер разрабатываемых и осуществляемых вариантов педагогической деятельности; поиск конструктивных путей разрешения педагогических проблем и конфликтов — обязательные компоненты системы ценностных установок педагога.

Установка — это состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. В ценностных установках выражается отношение субъекта к окружающему миру. Очевидно, гуманитарность профессионального поведения, деятельности и общения педагога должна проявляться именно на уровне установки (к примеру, в установке на поиск вариативных подходов, оценок, понимание внутреннего мира воспитанника и принятие его ценностей) — только тогда будет обеспечен гуманитарный характер педагогической деятельности.

Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление уже в период обучения в вузе.

Основу компетентности составляют знания как ее когнитивный компонент.

Овладение знаниями помогает педагогу эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл). Знания становятся для педагога ориентиром в разнообразных педагогических и жизненных ситуациях, основой адаптации в профессиональной среде, базой для самообучения и профессионально-личностного саморазвития. Понимание и принятие профессиональных норм обеспечивает человеку профессиональную идентификацию, т.е. критическое соотнесение своей позиции с профессиональными установками педагогического сообщества (когда педагог говорит: «Я как учитель не могу себе позволить…»).

Усвоение педагогического знания является основой профессиональной адаптации будущего педагога, составляет базу для его самоопределения и вариативного поведения в ситуациях профессиональной деятельности. Понятно, что не всякие знания могут быть полезными в решении таких задач. Как минимум, они должны удовлетворять требованиям научности, вариативности, системности, раскрывать закономерности индивидуально-личностного становления ребенка и протекания педагогического процесса, чтобы стать основой прогноза в проектировании деятельности педагога.

В понимании компетентности следует различать информацию как простые сведения о чем-либо и знание как форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Только в таком понимании знание становится основой компетентности специалиста, компонентом его профессиональной деятельности, «живым знанием», оперируя которым педагог оптимально реализует свой профессиональный потенциал. Такое знание становится компонентом профессионального мировоззрения педагога, информация соединяется с личностным отношением, в основе которого лежат этические критерии.

Владение «живым знанием» проявляется уже в процессе профессиональной подготовки как отказ от абсолютизации истины, догматизма и стереотипизации, осознание невозможности «завершенного» знания; способность человека целенаправленно управлять своей умственной деятельностью, овладевать способами грамотного анализа профессиональных ситуаций; стремление продолжать образование на последующей ступени; желание развивать в себе способности к самообразованию, самопознанию и самоопределению, к осмысленной самооценке и самоанализу эффективности своего саморазвития. Усваиваемые профессиональные знания должны осознаваться в более широком социально-гуманитарном контексте, обеспечивающем признание объективного характера многомерности и многообразия человеческой культуры.

Компетентность как «живое знание» в структуре профессиональной деятельности педагога обеспечивает ее эмоциональный компонент, активизирующий профессиональный потенциал учителя.

Эмоциональный характер компетентности обеспечивается через переживание получаемого знания, выработку смыслового отношения к нему как результату деятельности других членов профессионального сообщества, осмысленность применения профессиональных и социальных норм, разграничение принятия различий и конформизма, равнодушия. При этом за счет интеграции духовного потенциала человека с его научными знаниями, умениями и навыками обеспечивается творческое саморазвитие педагога. Эмоциональный компонент компетентности является побудителем активности человека, переводит педагога из позиции пассивного исполнителя инструкций и предписаний в позицию субъекта профессиональной деятельности, поведения и отношений. Происходит самопонимание через эмпатию (сопереживание), понимание другого в процессе решения реальных задач профессиональной деятельности.

Компетентность становится фактором, обеспечивающим результативность деятельности, благодаря ее волевому компоненту.

Воля понимается как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, его способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Она не может быть сведена к сознанию и деятельности как таковой: осуществляя волевое действие, человек преодолевает себя и свои импульсивные желания, подчиняет их стратегии достижения результата, «творит свою субъектность». Воля одновременно служит побуждению субъекта к одним действиям и сдерживанию других. Внутренняя борьба мотивов завершается актом выбора, эффективность которого определяется в соотношении результата с целью деятельности. Так, свойственное гуманитарному профессиональному поведению подавление чувства неприятия обеспечивает понимающее взаимодействие педагога с воспитанником, признание его права на отличие. Без таких преодолений невозможно обретение педагогом себя в профессиональной и личностной сфере, самовоспитание гуманитарного отношения как целесообразного.

«Компетентность — это способность получать запланированный конкретный результат» (П. Вейлл). Результативность проявляется в конкретных итогах деятельности и соответствии их насущным потребностям реальной практики. Эта ориентация на результат является основанием для самоконтроля и эффективного поведения даже в критических ситуациях при ограниченности ресурсов деятельности.

Следует отметить, что ценностное различение создает у педагога внутреннее напряжение. Волевой компонент компетентности за счет саморегуляции задает устойчивость педагога к стрессам, рационализирует деятельность педагога, обеспечивает оптимальный характер его профессиональной деятельности, когда затраченные усилия дают максимальный эффект. Воля обусловливает наличие у педагога необходимых для продуктивной деятельности исполнительских качеств: стабильность результатов, доведение всякого дела до конца, аккуратность, дисциплинированность, ответственность, профессионализм, грамотность, знание предмета занятий.

В понимании гуманитарности как устойчивости, автономии индивида раскрываются такие важные для компетентного педагога и напрямую связанные с волей свойства, как осознание самобытности, особенностей своих отношений, своего автономного Я, самосознание, уверенность в своей позиции.

Благодаря волевому компоненту компетентность связана со способностью педагога свободно и самостоятельно осуществлять свою профессиональную деятельность, т.е. действовать не под давлением обстоятельств, а в соответствии с самостоятельно выстроенной стратегией. Свобода же обеспечивает способность педагога к осуществлению профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде, когда участники образовательного процесса ориентируются на разные социокультурные ценности. То, что в одной культуре одобряется и поощряется, может осуждаться в другой культуре, поэтому компетентный педагог находит компромиссы, позволяющие развиваться представителям разных культур без ущемления кого-либо. В идеале обнаруживается не компромиссный вариант, а консенсус, когда никто из взаимодействующих сторон не поступается своими интересами.

Конечно же, компетентность связана с опытом. Волевые усилия в профессионально-педагогической деятельности подкрепляются осознанием предшествующего опыта, сознательным характером самоорганизуемой деятельности, направленной на запланированный конкретный результат. Однако эта связь неоднозначная: нет оснований утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог. Как учил в свое время К. Д. Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Образно говоря, «компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться», для чего необходимо иметь волю преодолеть соблазн повторять имеющийся опыт, продумывать альтернативные варианты решений, продуманно выбирать из них оптимальный на основе прогноза протекания процесса. Все эти свойства характеризуют устойчивость профессиональной деятельности педагога.

Таким образом, педагогическую компетентность учителя можно определить как его способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития.