Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность. Рассмотрим кратко содержание некоторых основных форм тьюторского сопровождения, применяемых сегодня в практике тьюторской деятельности по отношению к школьникам.

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы и является прежде всего активизация каждого школьника с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т.д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы. Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с каж- дым конкретным школьником, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага индивидуальной об- разовательной программы.

Для того чтобы тьюторская беседа прошла успешно, необходимо установить:

  • диалогичные отношения. Основу диалога составляет совместный поиск способа решения проблемы, в процессе которого участники диалога могут высказывать свои предположения и отстаивать на равных собственную точку зрения;
  • эмоционально комфортные отношения. Условия общения должны быть организованы так, чтобы участники чувствовали свою успешность и интеллектуальную самостоятельность. В целом, тьюторская беседа каждый раз должна иметь не только образовательный, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем оказывалось возможным проводить все более глубокий анализ образовательной ситуации каждого школьника. Групповая тьюторская консультация На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательны- ми интересами. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуника- тивную и рефлексивную. Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации школьников на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий учащихся, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ.

Тьюториал (учебный тьюторский семинар) Тьюториал предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Как правило, тьюториал применяется в сфере дистанционного образования. В учебно-воспитательном процессе школы тьюториалы могут быть официально представлены в учебном расписании. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Они помогают активизировать процесс обучения; создают и поддерживают в группе атмосферу доверия, поддержки, заинтересованности; используют в работе личный опыт; осуществляют рефлексию работы группы и собственных действий, внедряя активные методы обучения: деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, case-study, тренинги, метод «мозгового штурма» и т.д.

Образовательное событие В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет сутью и целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ и проектов. Особенности ее организации и проведения следующие: − образовательное событие соответствует культурному образцу («праздник», «экспедиция», «инициация», «карнавал», «аукцион» и т.д.); − оно тесно связано с другими элементами и историей жизни со- общества, участников; имеет, с одной стороны, развернутый этап под- готовки, с другой, – привлекательную перспективу; − оно включает различные виды деятельности и позиции; − кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.); − в ходе события возможна и уместна коммуникация, импровизация, проба. Работа с событиями может вестись не только для одного тьюторанта, но и для группы. Работа с событиями строится по-разному в зависимости от того, организуют ли его сами тьюторанты и их педагоги. К ожидаемым результатам регулярной тьюторской работы в форме событий можно отнести: − обращение тьюторантов к проблематике творчества, исследования, самовоспитания и самообучения человека, к проблематике социального взаимодействия; развития мотивации личностного развития, образования; − решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности; повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы); − социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.). Кроме того, события дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).