Продуктом совместного действия тьютора и тьюторанта на каждом из этапов деятельности является заполнение определенной специально структурированной папки – портфолио. Портфолио применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения в начальной, подростковой и старшей школе. В практике тьюторского сопровождения используется несколько типов портфолио. Портфолио, который ведет учащийся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя и видоизменяя его, помогает ему самому отслеживать этапы своей образовательной траектории и является для него эффективным инструментом самооценки. Тьютор, помогая школьнику организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио, одновременно ведет и собственный педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксирует применяемые на каждом из этапов педагогические технологии и их эффективность.

В тьюторской практике нами накоплены специальные методы и приемы, помогающие тьютору на этом первом этапе: методика запуска работы с портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, определение имеющегося у тьюторанта начального объема знаний по теме заявленного интереса.

Тематический портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой прежде всего информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и школьником. Учащиеся в одной из экспериментальных школ, где апробировалась наша тьюторская программа, придумали ему очень точное и емкое название: портфолио- «холодильник». На этапе поиска новой информации, формулировки темы предстоящего исследования или проекта, а также в период подготовки выступления или защиты сложенные там «продукты» необходимо вовремя внимательно рассмотреть, «разгрузить» и обработать (иначе они могут прийти в негодность). Тематический портфолио для сбора информации также может применяться и в дальнейшем – на этапе разработки учебного проекта, исследования, планирования образовательного путешествия, подготовке к игре «Дебаты» и т.д.

В тематический портфолио, как правило, входят:

  • материалы по истории и теории вопроса;
  • оригиналы авторских работ по предмету;
  • список образовательных ресурсов и возможных информационных источников;
  • рецензии на ранее прочитанное и увиденное, связанное с областью данного интереса;
  • фотографии, иллюстрации и т.п.;
  • разработанная «карта познавательного интереса»;
  • разработанные планы, графики, схемы;
  • маршруты предполагаемой образовательной экспедиции;
  • списки необходимого, по мнению тьюторанта, оборудования для проведения будущего проекта, исследования, творческой работы, образовательной экспедиции и т.п.
  • любые материалы, которые сам тьюторант считает необходимым разместить с их кратким письменным обоснованием.

Презентационный портфолио. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тьюторантом специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования). Эти материалы могут быть затем продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.

В презентационный портфолио могут входить:

  • отобранные материалы из тематического портфолио, которые помогают увидеть наиболее значимые для ученика этапы осуществленного им поиска и сделать их живыми и увлекательными: любопытные находки, факты, трудности с которыми столкнулся учащийся и т.п.;
  • статистические материалы;
  • схемы, таблицы, графики, используемые в работе;
  • обоснование и анализ учащимся отобранных им в портфолио материалов;
  • рефлексивное заключение тьюторанта о проделанной работе и перспективные направления будущих поисков;
  • «знаки отличия» – документы, позволяющие обнаружить социальную значимость полученных в изучении той или иной темы результатов: грамоты, газетные вырезки, репортажи. Возможны также письменные рецензии педагогов, родителей, школьных товарищей, также интересующихся данной темой. Круг потенциальных рецензентов учащийся намечает совместно с тьютором.

Портфолио достижений, демонстрирующий достигнутые результаты. Такой портфолио помогает оценивать прогресс учащегося в развитии познавательного интереса в избранной области, помогает в написании заключительных эссе, резюме, других видов итоговых работ.

В портфолио достижений могут входить:

  • оригиналы или копии творческих работ тьюторанта;
  • отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса;
  • отзывы сверстников, одноклассников и т.п.;
  • выписки из журнала успеваемости, экрана рейтингового оценивания и т.п.;
  • сопроводительное письмо тьютора: оценка работы и описание перспектив возможного дальнейшего развития;
  • резюме самого тьюторанта: краткое описание наиболее важных с его точки зрения результатов, достигнутых в этой работе.