Для педагога-тьютора сложная многоаспектная ситуация входа богата возможностями: это отправная точка индивидуального образовательного путешествия. Представим себе метафору: ребенок отправляется в кругосветное плавание на океаническом лайнере. «Мировой океан» – неизвестная область всего образования. Важно определить: какое «снаряжение» в виде уже освоенных умений, знаний и навыков он может взять с собой? В какой команде поплывет? Кто капитан этого корабля? Каков ближайший остановочный пункт?

Цели тьютора на данном этапе:

  1. В ходе беседы выяснить причины появления ребенка в конкретном кружке, секции или студии. По возможности обсудить значимость для учащегося этих причин, степень понимания их важности или «случайности».
  2. Провести инвентаризацию уже имеющихся умений и навыков. Не тестирование, не диагностика, а выстраивание «истории о том, что лично я считаю своими достижениями».
  3. Сформулировать ожидания от будущей деятельности, перспективы и лично значимые критерии успешности, продвижения. Как я пойму, что научился, например, рисовать? Что у меня появились новые друзья? Что я приближаюсь к своим целям?

«Экологическое требование»: вспомним, тьюторство – это определенная профессиональная педагогическая позиция. Такой педагог не выносит оценочных суждений: как хвалебных, так и осуждающих. Речь идет не столько о педагогическом такте, психологической стратегии «безусловного принятия ребенка» и т.п., – сколько о базовом профес-сиональном мировоззрении. С этой точки видения сопровождаемый (независимо от возраста, социального опыта) является безусловным экспертом в собственном образовании. Задача педагога-тьютора – помочь ребенку увидеть и осмыслить инструменты самопомощи, адекватные для него способы обучения и общения.

Методы работы: индивидуальная беседа, групповая сессия, последовательное сочетание обеих форм.

В процессе индивидуальной беседы педагог знакомится с ребенком и запускает совместную работу над формированием образовательного портфолио. Условия: конфиденциальность, безоценочность и игровой настрой, то есть ощущение и поддерживание атмосферы «сюрпризности», некоторой интриги: педагогу-тьютору самому интересно узнать, что же получится в результате встречи? Какой образовательный маршрут выберет ребенок?

Основные инструменты: вопросы, создание «насыщенной» истории о том, что уже умеет, знает и чем любит заниматься ребенок. Запуск образовательного портфолио.

В начале общения учтем два нюанса:

– важно открыто озвучить собственные цели и правила общения на понятном языке, сообразно возрасту сопровождаемого;

– уточнить и зафиксировать, как именно предпочтительнее обращаться к ребенку.

Например, в разговоре с младшими школьниками: «Меня зовут М.И. Я хорошо знаю наш Дом творчества и студию, в которую ты записался. У нас будут особенные занятия, на которых мы с тобой станем говорить только о том, что тебе интересно, что тебя волнует. У нас могут быть секреты: вдруг ты что-то захочешь попробовать, а в результате пока не уверен? Будут и занятия с другими детьми, экскурсии в разные студии: вдруг окажется, что там есть что-то любопытное и полезное для тебя? Я уверена, ты уже многое знаешь

и умеешь, и мне очень интересно, чему бы ты еще хотел научиться».

Поскольку речь идет об игровом пространстве, максимально свободном, открытом и выстраиваемом вокруг актуальных потребностей ребенка, важно проявить максимальное уважение и дать возможность самому ребенку выбрать предпочитаемое имя. Соответственно, ввести его в культуру имен собственных. Это может быть полное имя, имя и отчество, уменьшительно-ласкательное и даже «псевдоним». Например, Таня или Татьяна Ивановна, Танюша – или как-то иначе? А может быть, интереснее окажется общаться с ребенком на Вы?

Любая из четырех приведенных выше причин появления ребенка в студии рассматривается тьютором как «хорошая», потенциально богатая для развития и образования. В ходе беседы тьютор заинтересованно и внимательно выслушивает всю информацию, которой готов поделиться ребенок, одновременно усиливая и выделяя те эпизоды рассказанного, которые свидетельствуют о жизненном опыте, об активности, о проявленных интересах и склонностях.

Инструменты:

  • «переспрашивание-уточнение»: правильно ли я понял…; расскажи подробнее о…; проверь, точно ли я тебя услышал… – Педагог задает вопрос, проверяя собственное понимание мнения ребенка. Применяя этот прием, важно не добавлять своих слов и максимально точно, на языке сопровождаемого, повторять сказанное им.
  • «переформулирование»: ты сказал про урок – одно занудство, это значит, тебе там скучно? Неинтересно? – Здесь педагог заменяет услышанные слова собственными, слегка расширяя и словно «расшатывая» смысловые границы сказанного. Намечает перспективы развития той или иной истории. Тьютор исходит из следующей предпосылки: ни одна

из историй не может претендовать на непререкаемую истину. Никто не имеет право навешивать ярлыки и штампы. В процессе беседы история обретает глубину и «рельефность».

Например, рассказ Миши К. о том, что «было скучно на лепке, ленюсь делать задания. А сейчас записался в секцию вместе с ребятами» (ситуация 3: «за компанию») может дополниться совершенно иными штрихами и обрести другие смыслы.

Тьютор. А сколько продолжались твои занятия лепкой?

Миша. Два года.

Тьютор. Немало! Это большой опыт. А почему же ты все-таки продолжал занятия?

Миша. Не хотел маму огорчать.

Тьютор. Два года заниматься нелюбимым делом – какая сила воли! А что же помогало не бросить лепку?

Миша. А я даже приходил раньше – помогал учителю готовить глину, расставлять станки, потом собирать материалы. А лепить мне неинтересно…

Тьютор. Знаешь, а в твоей новой секции у тренера столько дел. Будет здорово, если ты сможешь помочь. На первом занятии выбирают старосту. Хочешь попробовать? (…)

В приведенном фрагменте работа велась в русле антропологического вектора тьюторского сопровождения.