1. Диагностико-мотивационный этап. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение). В тьюторской практике нами накоплены специальные методы и приемы, помогающие тьютору на этом первом этапе: методика запуска работы с портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, определение имеющегося у тьюторанта начального объема знаний по теме заявленного интереса. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.
  2. Проектировочный этап. Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой прежде всего информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и школьником. Учащиеся в одной из экспериментальных школ, где апробировалась наша тьюторская программа, придумали ему очень точное и емкое название: портфолио-«холодильник». На этапе поиска новой информации, формулировки темы предстоящего исследования или проекта, а также в период подготовки выступления или защиты сложенные там «продукты» необходимо вовремя внимательно рассмотреть, «разгрузить» и обработать (иначе они могут прийти в негодность).
  3. Реализационный этап.

На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Презентация может быть организована разными способами:

  • устное небольшое сообщение вовремя тьюториала (занятия в мини-группе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере);
  • выступление на классном часе или уроке (тьютор может заранее договориться с классным руководителем или учителем-предметником насчет выступления тьюторанта с рефератом или небольшим сообщением в рамках темы урока или классного часа);
  • специально организованная презентация в период итоговой школьной конференции учебных исследовательских и проектных работ;
  • творческий фестиваль и т.п.
  1. Аналитический этап. На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторией. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления). Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней. Таким образом, в целом аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения:

– Удачно ли был сформулирован сам вопрос?

– Насколько полным и корректным оказался найденный ответ?

– Какие возможны дальнейшие перспективы развития этого действия? Таким образом, определяются перспективы продолжения поиска по той же теме или аргументируется смена соответствующего интереса на новый.

4.Ресурсная схема тьюторского сопровождения.

Ресурсная схема общего тьюторского действия для эффективного осуществления тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах и в разных типах образовательных учреждений нами в свое время была разработана Ресурсная схема общего тьюторского действия. Эта схема представляет тьюторское сопровождение как максимальное открытие перед школьником возможностей окружающего мира. Специальная работа с этими потенциальными возможностями как ресурсным расширением помогут тьюторантам, во-первых, развивать свой познавательный интерес; во-вторых, формировать культуру работы с собственным образованием, выстраивая свою индивидуальную образовательную программу. Пространство работы тьютора графически изображается в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих соответственно вектора тьюторского действия: Х – социальный вектор тьюторского действия; Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия; Z – антропологический вектор тьюторского действия.

Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.

  1. Х – социальный вектор тьюторского действия. Данный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений. Находясь в одной из точек образовательной инфраструктуры (конкретном классе, кружке или факультативной группе и т.д.), учащийся часто даже не предполагает образовательные возможности всей этой инфраструктуры в целом (какие факультативы или элективные курсы проходят в это же время в другом классе, какие секции и кружки существуют в другой (соседней) школе и т.д.). Задача тьютора и состоит в том, чтобы вместе со своим тьюторантом увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных возможностей с точки зрения их ресурсности для реализации конкретной индивидуальной образовательной программы каждого школьника.

Для тьюторанта это направление тьюторского сопровождения связано с расширением его личной «образовательной географии»: учащийся в процессе тьюторских консультаций узнает о тех местах в социуме (спецкурсы, тренинги, клубы, открытые семинары, конференции и т.п.), где он может чему-либо научиться в ходе реализации своей образовательной программы.

  1. Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия. Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с «предметным материалом», выбранным его тьюторантом. Тьютор каждый раз фиксирует продвижение школьника в границах интересующего его предмета и с помощью предметных консультантов (других педагогов, специалистов в данной предметной области, предметных экспертов и т.д.) помогает тьюторанту войти в освоение определенной культурной традиции. Так как предметные границы всегда в большей или меньшей степени условны, то работа в любом предмете, выбранном учащимся (биология, математика, литература и т.д.), на каком-то этапе будет обязательно привлекать знания других предметных областей и тем самым расширять границы самого предметного знания. Изменение границ предметного знания становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит изменения и дополнения в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого школьника.
  2. Z – антропологический вектор тьюторского действия. Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый школьник должен понимать, какие требования реализация этой программы предъявляет именно к нему; на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему еще необходимо формировать. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования каждой индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за самим учащимся: принимать данный антропологический вызов или корректировать образовательную программу на основании своих уже сформированных ранее качеств. Таким образом, в целом работа тьютора или педагога, обладающего тьюторской компетентностью, в каждом из указанных нами выше направлений (социальном, культурно-предметном, антропологическом) позволяет школьнику увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать весь потенциал открытого образования для построения своей собственной индивидуальной образовательной программы.