Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни.

Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы в ее повелителя. Лишь общественная трудовая деятельность обеспечила людям средства существования, умножила силы в борьбе с природой. Вместе с тем социальная среда, взаимоотношения в труде явились решающим фактором становления и развития психики, появления специфически человеческого свойства – сознания.

Исторические условия жизни и общения привели к тому, что люди объединились в нации, государства, классы, партии и другие общности. Они складывались не по желанию, а в силу объективных законов. Каждая общность характеризуется теми или иными психологическими особенностями.

Человек в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах. Эти общности не однородны. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др.

В зависимости от близости и глубины складывающихся взаимоотношений выделяют первичную группу – относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами. Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Размер первичной группы не может быть менее двух, но не превышает 30–40 человек.

По принципу и способу образования различают реальные и условныеофициальные и неофициальные группы.

Реальная группа – фактически существующее объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями его членов, с целями и задачами. Она существует и функционирует как общность. Общность людей, составленная номинально, называется условной группой.

По такому же принципу выделяют возрастные категории детей-дошкольников, младших школьников, подростков, юношей для изучения анато-мо-физиологических, психических и других закономерностей и особенностей.

Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.

Поскольку коллектив – это группа людей, ему присущи признаки группы. Однако коллектив имеет свойства, каких нет у группы. Поэтому можно считать, что всякий коллектив – это группа, но не всякая группа – коллектив. При этом важнейший признак коллектива – общественная значимость целей и задач – остается незыблемым. Если этого признака нет, то группа не может называться коллективом.

Многоуровневая структура коллектива.

В коллективе групповые процессы иерархизированы, образуя многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядро которой образует совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями.
Первую страту структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство.
Вторая страта представляет собой межличностные отношения, опосредствованные совместной деятельностью (коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация и т. д.).
Третья страта — межличностные отношения, опосредствуемые ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Показано, что закономерности, действующие на третьем уровне структуры коллектива, не проявляют себя на втором и наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к экспериментально полученным фактам, обнаруженным в пределах третьей страты, не могут быть экстраполированы на характеристику второго уровня структуры коллектива и коллектива в целом.
Все это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику развитости коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) качества.
Именно в коллективе условием эффективности его деятельности и создания благоприятного психологического климата является сотрудничество его членов.
Итак, сотрудничество, совместный труд являются предпосылкой создания коллектива идет ли речь о производственной деятельности людей либо о включенности их в семейные взаимоотношения.
Сотрудничество в семье является наиболее оптимальным способом организации связей внутри старшего поколения и взаимосвязи старших и младших членов семейной общности.
Если учесть, что семья является «ячейкой общества», то рассмотрение отношений сотрудничества в семье и выяснение примет коллектива в ней выступают как важный социально-психологический аспект предотвращения заболеваний сердечнососудистой системы, раньше всего и наиболее четко реагирующей на семейные проблемы и трудности.