Психологическая совместимость

Наибольшее влияние на психологический климат оказывает степеньсовместимости людей. Сейчас много говорят и пишут о совместимости в трудовом коллективе, учебной группе и особенно о совместимости в семье. «Несходство характеров» — достаточно распространенная мотивировка разводов. Что же такое совместимость людей, объединенных в какие-то группы, почему в одних группах (на работе, в школе, в семье) возникает эта так называемая совместимость, а в других нет? И какое значение она имеет для жизни этих людей?

Когда говорят о совместимости людей друг с другом, то прежде всего имеют в виду определенную созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Если в семье есть подобная созвучность, то, естественно, возникает такое взаимопонимание между всеми ее членами, когда знают и достоинства других, и их недостатки, но, несмотря на это, человека принимают таким, каков он есть. Один в семье энергичен, но быстрее остывает, другой — робок, нерешителен, но зато не откажется от порученного ему дела, третий — поможет, посочувствует, ему всегда можно рассказать о своих бедах, пусть даже незначительных или мнимых, и т. п. В такой семье (как, впрочем, и в любой другой группе) каждый знает особенности других и не пытается исправлять их, учитывая, что и сам он не совершенство. Естественно, что в данном случае это относится в основном к взаимоотношениям взрослых членов семьи. В счастливых супружеских парах супруги хорошо знают друг друга, им удается сочетать трезвую оценку другого, осознание его недостатков с полным принятием самого человека как неповторимой индивидуальности.

Совместимость предполагает определенное сочетание идеала и реальности. У всех в юности есть свои представления о том, каким должен быть супруг, какова должна быть счастливая семья. Они в дальнейшем изменяются в силу жизненного опыта. Естественно, что реальный супруг будет в чем-то отличаться от того идеала, который сложился ранее у человека. Поэтому умение, способность найти в близком человеке хорошее, примириться с тем, что живой человек не может быть без каких-то недостатков, точно так же, как ни без недостатков и ты сам,— это и есть выражение настоящей совместимости людей.

Совместимость проявляется также в том, что у членов семьи происходитсближение мнений, оценочных суждений. Такое сближение критериев оценки возникает естественным путем. Когда же одинаковость мнений достигается за счет навязывания своих оценок, вкусов, за счет подавления, игнорирования других оценок, тогда говорить о совместимости, конечно, не приходится.

Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что для формирования совместимости большое значение имеет сходство ценностных ориентаций, общность нравственных оснований для каких-либо мнений, а не буквальное совпадение этих суждений и оценок. В качестве примера, иллюстрирующего это положение, можно разобрать следующую проблемную ситуацию. Родители увидели, что сын (или дочь) чем-то расстроен. Мать считает, что надо подождать с расспросами, отец, наоборот, хочет поскорее выяснить, в чем дело. В другой семье мать хочет выяснить, чем расстроен сын (дочь), отец же считает: «Не занимайся ерундой. Сам (сама) разберется». В каком случае можно говорить о наличии совместимости, а в каком — нет? Какие пути учащиеся могут предложить для разрешения этой ситуации в семье с хорошим психологическим климатом и в семье с неблагоприятным климатом?

Что же является показателем совместимости в семье? Внешним, объективным показателем будет служить сам факт сохранения семьи, сохранения истинного, а не вынужденного. Внутренним показателем совместимости является ощущение у членов семьи психологического комфорта, надежности, защищенности, переживание удовлетворенности от общения друг с другом. В такой семье — благоприятный психологический климат.

О несовместимости близких людей можно говорить в том случае, когда потребность в общении, во взаимодействии членов семьи друг с другом очень ограничена. Происходит обособление, отчуждение людей друг от друга. Оно может быть явным — все стараются как можно меньше времени проводить вместе, используя для этого любые, как будто бы и уважительные причины (работа, учеба, повышение квалификации, несовпадающий по времени отпуск и т. п.), но может быть и скрытым — общение носит вынужденный характер, члены семьи «рядом, но не вместе». Несовместимость может быть неодинаковой и по характеру и по степени ее проявления: от конфликтов, ссор, постоянных раздоров до внешне благопристойного поведения, лишь изредка нарушаемого отдельными вспышками.

Однако положение, когда члены семьи (группы) избегают друг друга, которое, как мы говорили, является показателем несовместимости, не следует смешивать с другим явлением. Из психологии известно, что длительное пребывание людей вместе, даже при условии имеющейся совместимости, может привести к своеобразному «психическому насыщению» потребности в общении. Такое явление наиболее ярко проявляется у маленьких детей, посещающих ясли и детский сад (особенно суточные группы). Иногда ребенок, придя домой, вдруг отказывается от общения с близкими (родителями или другими детьми), а с удовольствием играет один. Если ему не мешать, не принуждать к общению, то через некоторое время он снова будет играть с другими детьми или стремиться к взаимодействию со взрослыми. В противном случае возможны отрицательные эмоциональные и поведенческие проявления (раздражительность, плач, грубость). В. А. Сухомлинский писал: «Длительное пребывание в коллективе потребует смены обстановки— одиночества, полного отдыха от того напряжения, которого требует духовное общение…».

В подростковом и юношеском возрасте повышенная потребность в общении сочетается с потребностью в уединении: постоянные разговоры, совместное времяпрепровождение сменяются стремлением юноши побыть одному. Возникает состояние одиночества, чувство непонимания, ненужности себя. Это состояние часто переживается очень болезненно. Но, как правило, такое «юношеское» одиночество — временное. Это необходимый, но довольно быстро проходящий момент развития личности.