Развитие человека нельзя сводить к усвоению, простого накопления ней знаний, умений и навыков в различных областях науки и практической деятельности. Его не следует рассматривать лишь с количественной стороны. Развитие заключается прежде всего в качественных изменениях психической деятельности, в переходах развитие, воспитание и формирование личности от ее низших ступеней к высшим, в возникновении новых черт памяти, восприятия, представления, мышления, воли, характера и т.д., в формировании новых качеств личности.

Понятие “развитие личности” и “формирование личности” очень близки, их нередко употребляют как синонимы. Выделяют три вида развития и формирования личности: стихийное, целенаправленное, саморазвитие и само формирование.

Человеческая личность развивается в анатомо-физиологическом, психическом, социальном Психические изменения – прежде умственное развитие, формирование психических черт личности. Приобретение социальных качеств, необходимых для жизни в обществе – социальное развитие личности.Развитие личности зависит от наследственности, среды и воспитания. Его источником и внутренним содержанием есть такие внутренние и внешние противоречия: процессы возбуждения и торможения; в эмоциональной сфере – удовольствия и неудовольствия, радость и горе, между наследственными данными и потребностями воспитания (ребенок-инвалид благодаря воспитанию достигает определенного уровня развития) между уровнем развития личности и идеалом: поскольку идеал всегда совершеннее конкретного воспитанника, он побуждает к самосовершенствованию личности, между потребностями личности и моральным долгом: чтобы потребность не вышла за пределы общественных норм, она “сдерживается” моральной обязанностью человека, способствуя формированию здоровых материальных и духовных потребностей личности, между стремлением личности и ее возможностями: когда личность стремится достичь определенных результатов в учебе, а уровень ее познавательных возможностей еще не достаточен, для разрешения противоречия ей нужно усиленно работать над собой. В учебно-воспитательной деятельности педагогам следует учитывать, что развитие личности школьника имеет подражательный характер (эта закономерность является основой теоретических основ использования примера в воспитании и), а человеческая личность развивается в деятельности (всестороннее развитие природных задатков человека происходит только в процессе ее жизнедеятельности), под влиянием среды (условия жизни, прежде бли зьке окружение, средства массовой информации, улица, школьный коллектив, оказывают ощутимое влияние на развитие личности школьника) Это развитие происходит как результат влияния на все стороны человеческой психикы (на уроке, воспитательном занятии должны быть задействованы мышление, внимание, память, воображение, эмоционально-чувственная сфера) Новые черты личности требуют нового отношения к ней (учет в воспитании т олько возрастных особенностей учащихся, но и ежедневное его обогащения знаниями \”жизненным опытом), ведь каждый следующий день она иная, чем вчераж учора.Особенности физиологического и психического развития связаны с анатомо-физиологическим созреванием организма (его органов, центральной нервной системы, желез внутренней секреции)