Диагностика и прогнозирование конфликтов.

Многие внешние стимулы, требующие неспецифической реакции, можно предвидеть. Одни из них связаны с цикличностью жизнедеятель­ности системы, другие — с ее естественным развитием, третьи — с ре­формированием психологической организации группы (сокращение штатов, изменение решаемых задач).

Конфликтная реакция на каждый из этих стимулов связана с пере­стройкой соответствующих ролевых структур, поэтому можно прогно­зировать, какие роли будут участвовать в конфликтах, возникающих в ответ на определенный стимул. А поскольку есть конфликтная харак­теристика каждой роли, можно предвидеть и особенности протекания конфликтов с их участием.

Предупреждение и профилактика конфликтов.

Проблема профилактики конфликтов в организациях постоянно при­влекает внимание исследователей и практиков управления. Однако ее решению часто мешает недостаточное понимание целей деятельности по предупреждению и профилактике конфликтов и порождаемая этой неоднозначностью противоречивость позиции. Многие видят цель про­филактики в недопущении конфликтов как таковых, хотя, как отмечалось ранее, конфликты бывают конструктивными, полезными и даже необхо­димыми. Целями профилактики конфликтов скорее должны быть повышение эффективности организации в целом, улучшение психоло­гического климата (взаимоотношений) путем обеспечения более “некоммунального” и неразрушающего протекания конфликтов. Тогда работа по профилактике конфликтов будет органически вписываться в любую управленческую деятельность в качестве одного из ее постоянных ком­понентов.

Профилактика и предупреждение конфликтов в этом случае заключа­ются в следующем:
– заблаговременном разрешении спрогнозированной конфликтогенной ситуации (превентивное разрешение конфликтов);
– подготовке людей и коллектива в целом к адекватному (правиль­ному, цивилизованному, грамотному) поведению в ситуации кон­фликта.

Превентивное разрешение конфликтов — глобальная задача страте­гического управления, требующая социальных, экономических, техни­ческих и других мер. Эта задача имеет и психологическую составля­ющую.

Поскольку решение проблемы требует подготовки и проведения упреждающей и адекватной адаптационной реакции на спрогнозирован­ное возмущение внешней среды, необходимо знать, как должна изме­ниться структура организации, а следовательно, — как будут перерасп­ределены роли (права, обязанности, власть, ответственность) и кто при этом окажет сопротивление изменениям. Затем можно постепенно осу­ществлять изменение в структуре группы, ее функционировании и целенаправленно проводить подготовку людей к работе в новых условиях. Основная проблема управления социально-психологическими явле­ниями в коллективе состоит в том, что вряд ли кто-либо в состоянии по­стоянно отслеживать все многообразие событий, процессов, связей в группе и постоянно воздействовать на них. В современной социальной жизни — сложной и динамичной — фронтальное управление неэффек­тивно. Успеха можно добиться только управляя процессом самооргани­зации группы.