Располагая данными о личностных особенностях, источниках, усло­виях, порождающих конфликты, естественно задуматься над тем, как к ним относиться.

Существует разное отношение к конфликтам. В частности, есть крайние позиции. Сторонники одной из них недооценивают возможности отрицательных последствий острых конфликтных ситуаций, их влияния на взаимоотношения, общую атмосферу в коллективе, совместную деятельность людей. Приверженцы другой позиции проявляют излишнюю боязнь конфликтов, стремясь любой ценой смягчить противоречия, удовлетворить любое требование во избежание обострения противоречий.

Оба подхода дают не лучший результат. Наиболее целесообразная стратегия по отношению к конфликтам заключается не в стремлении избежать их любой ценой или не обращать на них внимания, а в умении не только сделать их разрешаемыми и продуктивными, но и обратить по возможности на пользу коллектива, работы, тем более, что разногласия возникают часто и нередко бывают весьма конструктивны.

Что означает управление конфликтом? Оно не равнозначно реше­нию проблемы, породившей конфликт.

Во-первых, может существовать противоречие между оперативными и стратегическими интересами системы. Например, может оказаться, что в данный момент важнее сохранить хорошие взаимоотношения, чем добиться решения проблемы. Именно это имеет в виду Д. Дэна, считая, что разрешение конфликта не обязательно требует разрешения проблемы [27].

Во-вторых, разрешить проблему и конфликт можно по-разному. Например, гибель одного из оппонентов может означать разрешение проблемы. В конце концов большинство проблем могут иметь несколько возможных решений различного качества. Иными словами, проблема должна быть решена эффективно. Следовательно, необходимо иметь показатели для оценки адаптационных результатов и издержек конфликтной реакции. Обозначим их.

  • Качество неспецифической реакции.

Это означает, что в результате неспецифической реакции должна сформироваться такая структура группы, которая позволит решить проблему наилучшим образом. Происходит распределение прав и обязанностей, реализация которых необходима для решения проблемы. Складывающиеся при этом взаимоотношения (связи) должны обеспечить прохождение и обработку информации. Иными словами, люди, задействованные в решении проблемы, должны быть способны общаться и взаимодействовать по данному вопросу, причем делать это конструктивно. Именно эти способности влияют на способ протекания конфликта (противоборство, сотрудничество и т. д.) и в конечном счете определяют качество адаптационной реакции.

  • Время адаптации с учетом своевременности неспецифической реакции.

Даже при самом неадекватном поведении оппонентов (способе протекания конфликтов) ситуация будет в конце концов разрешена. Однако при этом реакция может быть выработана слишком поздно, когда ситуация уже изменится, и запоздавшая реакция будет неадекватна этой изменившейся ситуации.

  • Влияние па выполнение специфических функций системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности (в том числе и влияние на рефлексивные способности системы).

Осуществляется в зависимости от результатов деятельности, уровня удовлетворения основных потребностей (исправности) системы в целом и каждого ее компонента, сохранения информационных и вещественно-энергетических каналов обмена. Перестройка структуры системы в от­вет на специфический стимул может привести ее в такое состояние, что она не сможет выполнять свои функции.

Таким образом, эффективность разрешения конфликта зависит от качества неспецифической реакции, сохранности качества специфических реакций (и то, и другое зависит от способа протекания конфликта) и вре­мени выработки адекватной реакции на данный неспецифический