Психологический словарь определяет стресс как состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные раздражители. Будучи комплексом реакций, стресс характеризуется динамикой и имеет логику своего развития. Происходит своего рода адаптация к изменившимся условиям, и последствия для организма в результате развития стресса могут быть самые разные: от успешного приспособления до нарушения функционирования адаптивных механизмов и появления серьезных, порой необратимых изменений — сердечно-сосудистых патологий, заболеваний желудочно-кишечного тракта, психических расстройств.

Таким образом, стресс предназначен для защиты организма от различных опасных воздействий, как физических, так и психических. Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, в его организме запускается комплекс определенных физиологических и психологических реакций, направленных на мобилизацию индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Причины, запускающие этот процесс, могут быть самыми различными — от участия в спортивных состязаниях до природных и техногенных катастроф.

Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами, или стресс-факторами. Принято различать физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические непосредственно влияют на ткани тела; это могут быть болевые воздействия, экстремальные температуры, чрезмерная физическая нагрузка, яды, микробы и вирусы, голод, жажда, прием ряда лекарственных препаратов (кофеина, амфетаминов) и т.д. Причем реакция на их воздействие носит преимущественно локальный характер. Жара и холод действуют на низшие сенсорные механизмы, а кофе, никотин и нейролептики влияют на организм через пищеварительный тракт и процессы метаболизма.

Психологические стрессоры вызывают чувство страха, изоляции, беспомощности, они сигнализируют о социальной или биологической значимости событий. Нужно отметить, что восприятие события, как стрессового, определяется тремя признаками: контролируемостью, предсказуемостью, и тем, насколько оно выходит за границы человеческих способностей.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют и различные виды стресса. В общей классификации – стресс физиологический (системный) и психологический, в последнем отдельно выделяют стресс информационный и эмоциональный.

Физиологический стресс представляет собой стандартную неспецифичную нейрогуморальную реакцию организма на действие раздражителей через сенсорный или метаболический процесс, мобилизующую весь организм.

Психологический стресс – это реакция человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Также его можно определить как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения проблемной ситуации. Именно это определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Психологический стресс имеет место только у человека, в его развитии преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка ресурсов, построение прогноза развития событий).

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок. Решая те или иные задачи, человек перерабатывает информацию, и по результатам принимает решение. Когда объем информации слишком велик или она очень сложна, а при этом необходимо принимать решения очень быстро, и ответственность за них велика, то общая информационная нагрузка может превысить возможности человека, и произойдет информационная перегрузка. В качестве примера таких ситуаций можно привести действия руководителей разного уровня во время боевых действий или при чрезвычайных ситуациях, и работу авиадиспетчеров. Также к информационным стрессорам можно причислить определенную информацию, при восприятии которой начинается развитие стресса. В данном случае значение имеет не информация сама по себе, а тот смысл, который она несет в себе для конкретного человека. Механизм стресса запускается, если:

– воспринимаемая информация расценивается как угроза физической или психической целостности (работа сапера, конфликты между людьми),

– возникает когнитивный диссонанс, то есть противоречие между двумя несовместимыми мыслями.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях опасности, угрозы, обиды и т.д. Он сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, и присущ не только человеку, но и животным. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. Принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивную, тормозную и генерализованную. Импульсивная форма связана с чрезмерным возбуждением и понижением активности тормозного процесса, преобладают ошибочные поспешные действия, излишняя суетливость. Проявление тормозной формы обуславливается общей заторможенностью из-за значительного понижения ресурсов нервной системы. Генерализованная форма характеризуется непредсказуемостью, паникой, стремлением избежать опасности любым путем, присутствуют беспорядочное поведение и алогичные решения.

Нужно отметить, что выделение отдельно информационного и эмоционального стрессов достаточно условно. На практике очень сложно разделить информационные и эмоциональные стрессоры, чаще всего в стрессовой ситуации они неразделимы, потому что формирование чувств всегда связано с обработкой информации.