В рисуночных тестах существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психолога и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано, – структурные и формальные признаки рисунка. При этом с течением времени содержание рисунков может меняться, а способы рисования остаются прежними.

Cуществуют «универсальные» показатели, которые не зависят от темы рисунка, но которые являются диагностичными с точки зрения личностных проявлений в рисунке. К ним относятся структурные и формальные признаки рисунка: расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его отдельных частей, выделение отдельных деталей и т.д. Далее они будут описаны более подробно. Однако сразу следует обратить внимание на то, что ни один из описываемых ниже признаков, взятый в отрыве от остальных, не может служить основанием для окончательных выводов. Каждый из них интерпретируется по-разному в зависимости от того, с какими проявлениями он сочетается, иногда справедливы несколько интерпретаций одновременно, иногда – только одна из них.

Качество линий (нажим)

Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомоторного тонуса, общей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий.

Тип линии

Особенности линии могут свидетельствовать о таких особенностях как тревожность, импульсивность, характер самоконтроля.

Размер рисунка

Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги. Ориентироваться можно на следующие приблизительные критерии:

  •  увеличенный размер: рисунок занимает более 2/3 листа;
  •  средний размер: рисунок занимает от 1/3 до 2/3 листа;
  •  уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа.

Расположение рисунка на листе

Размещение рисунков на листе может говорить о функции планирования и о некоторых особенностях эмоционального состояния. Стандартным является расположение рисунка более или менее в центре листа.

Упорядоченность рисунков

Люди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картинки, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны.

Люди, находящиеся в депрессивном состоянии или люди с низким интеллектуальным уровнем часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между которыми минимальны.

Люди, страдающие серьезными психическими расстройствами, (например, такими как шизофрения) могут изображать на своих рисунках объекты в беспорядочной «базарной» манере, где фигуры расположены непривычно, нестандартно, необычно.

Симметрия в рисунке

Излишняя симметрия в рисунках создает ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на излишнее интеллектуализирование. Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцовыми.

Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищенности, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем, и его поведение может характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью.

Стирание нарисованного

Многочисленные стирания и исправления линий – характернейший признак повышенной тревожности, неуверенности в себе и беспокойства. Он часто наблюдается при высоком уровне притязаний и не соответствующей ему (сниженной) самооценке, при сильном стремлении к совершенству. Если исправления касаются лишь отдельных рисунков или деталей, то это говорит об особой значимости (и, чаще всего, о болезненности) соответствующей жизненной сферы.

Затертые места в рисунке указывают на то, что привлекает внимание испытуемого, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликтной.

Цвет в рисунке

Если в вашем распоряжении имеются рисунки, сделанные в цвете, то полезно

оценить особенности его использования. Для этого в наибольшей степени подходят рисунки, сделанные цветными карандашами, но пригодны также рисунки, сделанные фломастерами, пастелью или красками. Характер цветовой гаммы может многое сказать об эмоциональном состоянии ребенка.

Детали рисунка

Степень тщательности, аккуратности и детализированности рисунков говорит об отношении к заданию, уровне мотивации и самоконтроля. Отклонения как в ту, так и в другую сторону (как пониженная, так и повышенная тщательность) могут свидетельствовать и о некоторых других личностных и эмоциональных особенностях.

Прозрачность в рисунке

Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающими внутренними органами, за этим обычно скрываются соматические и психические расстройства.

Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно, имеют место вуайеристические или эксгибиционистские тенденции у взрослых людей, а также проблемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям рисунка.В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными.

Искажения и пропуск деталей в рисунках

Когда в рисунке много искажений, или он представляет собой хаос, нагромождение деталей, то это отражает нарушение представления человека о реальности, что может быть связано с психотическими расстройствами.

Отсутствие существенных деталей изображений может встречаться как в хаотичных, так и в хорошо интегрированных рисунках.

В последнем случае отсутствующие существенные детали могут указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики.

Экспозиция рисунка

Рисунок, представленный как бы в проекции «взгляд снизу», отражает чувства отвержения, несчастливости, приниженности.

Рисунки, представленные как «взгляд сверху», отражают чувства превосходства, возможно, возникающие как компенсация скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов.

Очень удаленные, дистанцированные рисунки отражают чувства недоступности и стремление к «уходу» из ситуации.

Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувство теплоты в контактах и психологической доступности.

Наблюдение за ходом рисования

Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором дает очень ценную информацию. После того, как дана инструкция, люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того, как выполнять задание и пытаются справиться со своим беспокойством различными способами.