Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление – это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функцию, т.е. функцию общения.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических признаков.

  1. Обобщенное отражение действительности. Обобщенность мышлениязаключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычленяются общие и существенные признаки, их характеризующие. В результате формируется знание об этом предмете вообще: стол вообще, стул вообще, дерево вообще и т.д. существенными признаками «человека вообще», например, служат такие общие признаки: человек – это существо общественное, трудящееся, обладающее речью. Чтобы выделить эти общие и существенные признаки, нужно отвлечься, абстрагироваться от частных, несущественных признаков, таких, как пол, возраст, раса и др.
  2. Опосредованное познание объективной реальности. Обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем.

К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

а) когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов (например, не воспринимающих ультразвуки);

б) когда непосредственное познание принципиально было бы возможным, но в современных условиях оно совершенно исключено (при изучении истории, палеонтологии, археологии);

в) когда непосредственное познание возможно, но нерационально (высоту самого высокого дерева можно узнать опосредованно, если в солнечный день воткнуть палку в землю и заметить время, когда тень от палки будет равна ее высоте, в этот момент и тень от дерева (которую легко измерить) будет равна высоте дерева).

  1. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить.

Качества мышления.

Мыслительная деятельность людей имеет значительные индивидуальные различия, которые выражаются в следующих качества:

Глубина мышления – это умение выделять сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствие его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях. Противоположное качество – поверхность мышления – выделение внешних единичных признаков, установление случайных связей между ними. Человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Широта мышления – охват различных аспектов вопроса (проблемы), умение сопоставить разноплановые данные. Характеризуется разносторонностью знаний, умением творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой. Не следует путать широту мышления с его поверхностью, разбросанностью. Противоположное качество – узость мышления.

Гибкость мышления – это умение адекватно и своевременно изменять решения в связи с учетом новых факторов, изменения ситуации. Противоположное качество – стереотипность, инертность (ригидность) мышления – склонность к шаблону, к привычному ходу мыслей, трудность переключения одной системы действий на другую.

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.

Оригинальность мышления – способность творчески решать задачи, находить новые подходы. Противоположное качество – стандартность мышления.

Самостоятельность мышления – это умение поставить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и действовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию. Противоположное качество – подражательность мышления – стремление человека копировать уже известные способы, избегая интеллектуального напряжения там, где поставленная задача доступна, а также в слепоте к ошибкам. Мышление становится традиционным, обыденным. Человек овладевает знаниями и опытом других людей механически, при решении тех или иных задач опирается на трафареты.

Критичность мышления – склонность человека любую информацию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоположное качество – некритичность мышления.

Быстрота мышления – скорость решения человеком стоящей задачи, определяемая его способностью оперативно перерабатывать информацию, находить и реализовывать принятое решение. Противоположные качества – торопливость (проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения) и медлительность мышления (что может быть обусловлено типом нервной системы- малой ее подвижностью).

Выделенные качества мышления связаны с различными психическими процессами и свойствами. Особое значение имеют особенности функционирования и уровень развития всех познавательных процессов. Также значительное влияние на индивидуальное своеобразие мышления будут оказывать психические свойства человека (темперамент как сочетание свойств нервной системы, характер, способности).

Людей, обладающих отмеченными качествами мышления, называют интеллектуально развитыми. Интеллект связывают с общими способностями человека, которые позволяют одинаково успешно решать и теоретические, и практические задачи.

Методы диагностики мышления у детей и подростков.

Тест на мышление “Выделение закономерностей” Б.И.Пинского

Одна из методик, направленных на выявление уровня обобщения. Ос­новной смысл ее заключается в выделении закономерностей.

ход выполнения задания

Для исследования необходим набор черных и белых брусков или черных и белых прямоугольников одинаковой величины (модификация). Испытуе­мому предлагают по очереди три экспериментальных задания возрастающей сложности. Ему предлагают удлинить начатый экспериментатором “забор­чик”:

I задание – ЧБ ЧБ ЧБ…

II задание – ЧББ ЧББ ЧББ…

III задание – ЧБ ЧББ ЧБББ…

 

Анализ результатов

При анализе выполнения задания обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания, насколько стереотипен избранный обследуемым образ действия, как влияют на эту де­ятельность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный прин­цип, если кончились прямоугольники одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в гото­вом, неизменном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. Методика была предназначена Б.И. Пинским для диагностики ум­ственной отсталости.

Тест на гибкость мышления ребенка

Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе.

Ход выполнения задания

Учащимся предъявляют бланк с записанными анаграммами (наборами рукв). В течение 3 минут они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только суще­ствительными.

Обработка результатов

Подсчитать количество верно составленных слов в течение 3 мин. Количество составленных слов – показатель гибкости мышления.