Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно – предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание – это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности.

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее – на собственные мысли, чувства, переживания.

Виды внимания.

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Непроизвольным – называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Оно возникает без волевых усилий.

Причины возникновения непроизвольного внимания: объективные особенности предметов и явлений; структурная организация; интенсивность объекта; новизна, необычность объекта;резкая смена объектов; субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему.

Непроизвольное внимание характеризуется следующими особенностями: человек предварительно не готовится к восприятию объекта или действию; интенсивность непроизвольного внимания обусловливается особенностями раздражителей; непродолжительно по времени.

Эти особенности непроизвольного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности.

Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Основная функция произвольного внимания – активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.

Характеристики произвольного внимания: целенаправленность – определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности; организованный характер деятельности – человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы; устойчивость – внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы. Преднамеренное внимание всегда связано со словами, в которых мы выражаем наше намерение.

Причины, обуславливающие произвольное внимание: интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности; осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.

Послепроизвольное внимание – это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К. К.Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях,  когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

Свойства внимания.

Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше объем внимания, тем более эффективной будет деятельность. С возрастом объем внимания расширяется. Для ребенка младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом.  Объем внимания, начинающего читать ребенка, очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта, увеличивается, и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала. Объем внимания у школьников от 2 до 5 объектов, в зависимости от возраста.

Устойчивость внимания – его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы: усложнение объекта; активность личности; эмоциональное состояние; отношение к деятельности; темп деятельности.

Устойчивым называют такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе, что это, прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете.

        Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии  при выполнении данного вида деятельности.

Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой либо один объект или вид деятельности и не распространяющиеся на другие. Концентрация внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосретодоченность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание отличается высокой  интенсивностью, что необходимо  для выполнения важных видов деятельности.

Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать учителя и записывать, доставать, открывать, запоминать.… Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно. Младшие школьники плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не стоит заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.

Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость. Переключение бывает полным и неполным – в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще не полностью не отвлечен. Успешность переключения зависит: от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью; от завершенности  предшествующей деятельности, либо ее незавершенности; от отношения субъекта к той или иной деятельности; от индивидуальных особенностей субъекта; от значимости цели деятельности для человека, ее ясности и четкости.

Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании

Нарушения внимания.

Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающееся  при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

К нарушениям внимания относятся: неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении; снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточится на предмете; повышенная отвлекаемость: при выполнении задания дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое; снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеянность, гиперподвижность, инертность, сужение объёма внимания, неустойчивость внимания.

Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса.

Причины отвлечения внимания у ребёнка: недостаточная сформированность волевых качеств; привычка быть невнимательным; повышенная утомляемость; плохое самочувствие; наличие психотравмы; монотонная, неинтересная деятельность; неподходящий темп деятельности; наличие интенсивных посторонних раздражителей.

        Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточится на чём-либо определённом в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете или переживании.

Причины рассеянного внимания: общее ослабление нервной системы; ухудшение состояния здоровья; физическое и умственное переутомление; наличие тяжёлых переживаний, травм; эмоциональная перегрузка как следствие большого количества впечатлений; недостатки воспитания; нарушение режима труда и отдыха; нарушения дыхания; чрезмерная подвижность.

Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая её фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Диагностика внимания у младших школьников.

Психодиагностика свойств внимания детей должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Для диагностики внимания были отобраны и использованы следующие методики: найди и вычеркни; запомни и расставь точки; корректурная проба; треугольники; треугольники 2.

Треугольники.

Цель: определение переключаемости произвольного внимания.

Описание: по указанию взрослого ребёнок рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, протокол.

Инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам вам одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показать образец на доске)

Через 2-2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки.

Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.

Нормативы:

Результат и его интерпретация БАЛЛ
1. Ребёнок правильно выполняет второе задание, достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже лёгких признаков инертности. 5
2.Ошибки при рисовании первых трёх фигур второго задания, затем правильно – слабо выраженные переключаемость, врабатываемость. 4
3. Исправленные ошибки по ходу выполнения второго задания – нарушение переключаемости (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии) 3
4. Первые три треугольника второго задания выполнены правильно, затем ошибочно (отчётливые нарушения переключаемости внимания) 2
5. Отказ от выполнения второго задания, сразу ошибки, выраженные нарушения переключаемости ( «застревание» на предыдущем действии 1

Игры и упражнения для развития внимания у младших школьников.

Исключение лишнего.

Цель: развитие мышления и объёма внимания.

Оборудование: карточки с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание: Ребёнку предлагается найти из пяти изображённых на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.(эту игру можно проводить со словами, цифрами, понятиями)

Инструкция: « Посмотрите внимательно на изображённые предметы, и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажите найденный предмет и объясните, почему он не похож на другие.»

Найди отличия.

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание: ребёнку предлагается карточка, на которой изображены картинки, надо найти пять отличий.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на эту карточку. НА ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинайте искать»

Найди букву.

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: Лист с изображением наложенных букв.

Инструкция: «Посмотрите, на этом листе изображены замаскированные буквы. Найдите все буквы, которые спрятались.

Срисовывание по клеткам.

Цель: развитие концентрации внимания, объёма внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

Оборудование: чистый лист бумаги в клетку, образец, остро отточенный карандаш.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам. Будь внимателен.