Предмет и задачи курса возрастная физиология и психофизиология

Связь возрастной физиологии и психофизиологии
с другими науками

Значение психофизиологических знаний для педагога

Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека

Современная схема возрастной периодизации

Акселерация и ретардация

Методы оценки физического развития и состояния здоровья учащихся

Нарушения развития опорно-двигательного аппарата (сколиозы, кифозы, плоскостопие). Причины возникновения нарушений, методы предупреждения

Рефлекс как основа нервной деятельности. Физиологическая основа рефлекса, рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.

Координация нервных процессов в Центральной нервной системе (конвергенция, иррадиация, индукция, доминанта).

Особенности координации нервных процессов у детей и подростков.

Условные рефлексы. Физиологический механизм и условия образования условного рефлекса.

Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности.

Торможение условного рефлекса. Виды торможения. Значение знаний процессов торможения условных рефлексов для организации учебно-воспитательного процесса

Учение А.А. Ухитомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельность учащихся.

Динамический стереотип, механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания учащихся.

Возрастные особенности памяти.

Теории памяти.

Роль памяти в процессе обучения.

Эмоции

Психофизиологический механизм эмоций

Роль эмоций в воспитании и обучении учащихся.

Речь, психофизиологические механизмы ее формирования. Сигнальные системы. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Высшая нервная деятельность. Типы В.Н.Д. Возрастные этапы развития В.Н.Д.

Роль высших отделов ЦНС в обеспечении адаптивных реакций

Рост и развитие. Возрастная норма