Возрастная  физиология и психофизиология изучает особенности функционирования организма человека в различные возрастные периоды жизни, закономерности роста и развития организма, механизмы осуществления психофизиологических процессов человеческого организма, психофизиологические особенности поведения ребенка, становление коммуникативного поведения.

Её изучение является одним из этапов формирования педагога (бакалавра, магистра) в педагогическом вузе. Знания дисциплины помогают в изучении психологии детей, решении вопросов педагогики, методики обучения различным дисциплинам, в организации бытовых условий.

Цель: состоит в ознакомлении студентов профессионально-педагогической специальности с основами возрастной физиологии и психофизиологии подростков и юношей для создания ими в будущем соответствующих условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся.

Задачи:

1) изучить закономерности роста и развития, физиологические особенности регуляторных систем, сенсорных, моторных и висцеральных функций организма и основы психофизиологии;

2) сформировать знания о механизмах осуществления физиологических и психофизиологических процессов человеческого организма;

3) ознакомить  студентов с  ролью физиологии и психофизиологии  в современной профессионально-педагогической деятельности;

4) дать знания о закономерностях, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников и поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности.

Значение изучаемого предмета

Необходимость для педагогов и воспитателей знаний возрастных особенностей функционирования организма ребенка неоднократно подчеркивалась учеными.

Первое, что должен знать педагог- это строение и жизнь человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка.

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе.