Рост и развитие характеризуются процессами увеличения размеров,
дифференцировки и формообразования.
Увеличение размеров тела или его частей (органов) называется ростом. Показатель роста организма – это увеличение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей. В основе роста лежат следующие процессы: увеличение числа клеток (гиперплазия), увеличение размеров клеток (гипертрофия) и увеличение межклеточного вещества (аккрекция). Названные процессы – постоянные участники роста, но их «конкретный вклад» зависит от периода онтогенеза (все последовательные преобразования развития организма от зачатия до окончания жизненного цикла) и характера растущей ткани.
Созревание отражает темпы и сроки процесса перехода к взрослому состоянию и тесно связано с таким понятием как биологический возраст (о нем речь пойдет в п. 3.).
Основное различие между ростом и созреванием состоит в том, что
рост фокусируется на размерах тела, а созревание – на темпах их достижения, но оба процесса неразрывно связаны, и, как правило, всегда сопровождаются еще одним понятием – «развитие». Этот термин включает в себя два основных аспекта: 1) биологический когда речь идет о развитии тканей, систем организма и т.д.; 2) поведенческий (психологический, социальный), когда ребенок осваивает навыки общения и поведения в контексте того или иного социально-культурного окружения.
К основным закономерностям роста и развития относятся: необратимость, постепенность, гетерохрония (разновременность), индивидуальное разнообразие, цикличность.
Необратимость характеризуется невозможностью возвращения растущего организма к предыдущим стадиям.
Постепенность. Человек проходит в процессе онтогенеза ряд этапов, идущих последовательно один за другим. При нормальном развитии организм пропустить какой-либо из этапов не может. Например, прежде чем появятся постоянные зубы, должны появиться и выпасть молочные, или, прежде чем приступить к репродуктивной функции, организм должен пройти долгий
и последовательный путь полового развития.
Гетерохрония проявляется в том, что разные системы организма и разные признаки растут и развиваются неодновременно. На начальных этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы.
Одним из первых в онтогенезе созревает мозг. Если у новорожденных мальчиков и девочек масса мозга составляет в среднем 353 и 347 г соответственно, то к 6 месяцам она примерно удваивается (600 и 534 г), к 3-м годам – утраивается (1076 и 1012 г), а к 7–8 годам – достигаются «взрослые» значения массы мозга (1100–1800 г). Эти величины резко отличаются от соответствующих
показателей веса тела, составляющих у новорожденных 5% веса тела взрослого человека, а у 10-летнего ребенка – 50%. Примером гетерохронии может служить изменение пропорций тела с возрастом. Известно, что новорожденные дети имеют относительно большую голову, длинное узкое туловище и короткие ноги. В процессе возрастного развития пропорции тела постепенно
видоизменяются за счет разной скорости роста отдельных частей.
Эндогенность отражает генетические регуляторные механизмы, которые удерживают процессы роста, развития и старения в определенных рамках. Воздействие любых средовых факторов не выводит эти процессы за границы нормы реакции, которые диктуются наследственностью.
Индивидуальное разнообразие позволяет объяснить значительную вариабильность процессов роста и созревания. Каждый человек морфологически уникален, разнообразна и динамика развития в онтогенезе. Это многообразие достигается неповторимостью наследственной программы каждого индивида и специфичностью условий среды, влияющих на реализацию генотипа.
Цикличность характеризуется тем, что процессы роста и развития происходят не плавно и постепенно, а циклами (пульсами). Так, у человека существуют периоды активизации и торможения роста. Активизация роста наблюдается до рождения, в первые месяцы жизни, в 6–7 и 11–14 лет. В промежутках между этими периодами фиксируется некоторое торможение роста.
Так, максимальная скорость роста плода происходит в первые четыре месяца после зачатия, далее идет замедление оста, наиболее низкие скорости роста приходятся на интервал от 8 до 19 месяцев. После рождения скорость роста снова увеличивается. На кривой роста человека можно выделить 3 основных цикла в постнатальном (послеродовом) развитии: 1) от рождения до 10–13 лет происходит постоянное снижение скорости роста; 2) скачкообразное ускорение роста связано с половым созреванием и приходится на возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17–18 лет у мальчиков; 3) падение скорости роста ниже уровня допубертатного (от лат. pubertas – возмужалость, половая зрелость) периода и прекращение роста. Также обнаружена сезонность ростовых
процессов: увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса – осенью.
Многолетние исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, позволили установить, что, несмотря на гетерохронию развития органов и систем, внутри периодов, рассматриваемых как единые, выявлены узловые моменты, для которых характерны существенные качественные
морфофункциональные преобразования, приводящие к адаптивным перестройкам организма. В дошкольном возрасте это возраст от 3-4 к 5-6 годам, в младшем школьном – от 7-8 к 9-10 годам. В подростковом возрасте качественные изменения деятельности физиологических систем приурочены не к определенному паспортному возрасту, а к степени биологической зрелости.
Отдельные этапы развития характеризуются как особенностями морфофункциональной зрелости отдельных органов и систем, так и различием механизмов, определяющих специфику взаимодействия организма и внешней среды. Необходимость конкретной характеристики отдельных этапов развития, учитывающей оба эти фактора, ставит вопрос о том, что рассматривать в качестве возрастной нормы для каждого из этапов.
В течение длительного времени возрастная норма рассматривалась как совокупность среднестатистических параметров, характеризующих морфофункциональные особенности организма, что не отражало сущности возрастных преобразований, определяющих адаптивную направленность развития
организма и его взаимоотношений с внешней средой. Представление об адаптивном характере индивидуального развития привело к необходимости пересмотра понятия возрастной нормы как совокупности среднестатистических морфологических и физиологических параметров. Было высказано положение, согласно которому возрастную норму следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды (Д.А. Фарбер и др.). Это означает, что в качестве показателей физиологической нормы следует рассматривать не столько зрелость отдельных структур, сколько возможность и
специфику их взаимодействия со средой.
Различия представления о критериях возрастной нормы определяют и подходы к периодизации возрастного развития.