Возрастная физиология представляет собой один из разделов гораздо более широкой области знаний – биологии развития.
Биологическое происхождение человека наложило отпечаток на особенности его онтогенеза, который на ранних этапах имеет некоторое сходство с онтогенезом высших приматов. Вместе с тем специфика человека как социального существа вызвала и определенные изменения онтогенеза, наиболее существенное из которых – удлинение периода детства, связанное с необходимостью усвоения социальной программы при обучении. Наряду с этим для
онтогенеза человека характерны также удлинение внутриутробного развития, более позднее половое созревание, четкое выделение периодов ростового скачка и перехода от зрелости к пожилому возрасту, увеличение общей продолжительности жизни.
В динамике роста, развития и созревания человека имеется немало специфических, особенных черт и в этой плоскости возрастная физиология тесно связана с антропологией, в задачи которой входит всестороннее изучение биологической сущности человека.
Нельзя познать функции организма, его органов, тканей и клеток, не
зная их строения. Поэтому связь возрастной физиологии с анатомией, гистологией и цитологией очевидна.
Развитие ребенка происходит под влиянием двух факторов – эндогенного (генетического) и экзогенного (фактора среды). Причем на разных этапах возрастного развития набор, сила действия и результат воздействия этих факторов могут быть весьма различны. Вот почему физиология развития неразрывно связана с экологической физиологией, которая изучает воздействие
на живой организм разнообразных факторов внешнего мира и способы приспособления организма к действию этих факторов.
Для изучения жизнедеятельности любого организма необходимо понимание истории его видового развития – филогенеза (от греческого philo – род, племя; genesis – происхождение) – исторического развития организмов. Поэтому в возрастной физиологии используют данные эволюционного учения,
прослеживают основные этапы развития тех или иных органов. Это связывает ее с эволюционной физиологией.
Знание возрастных закономерностей развития чрезвычайно значимо для педагогики и психологии.
Известно, что обучение и воспитание на разных возрастных этапах
должно строиться в соответствии с морфофункциональными особенностями развития организма ребенка и носить избирательный, специфический для каждого возраста характер.
Возрастная физиология является теоретической основой педагогики и психологии – без знания физиологических закономерностей роста и развития человека не может быть эффективным процесс обучения.
Психофизиология дополняет неврологию, психологию, педагогику, психиатрию, и лингвистику. Она является тем необходимым звеном, которое позволило рассмотреть психику человека в соответствии с ее мозговой организацией – целиком, включая те сложные формы поведения, которые до этого оставались нераскрытыми.
Зная наиболее чувствительные к педагогическим воздействиям этапы онтогенеза, можно направленно влиять на развитие важных психофизиологических и физиологических функций, таких как восприятие, внимание, мышление, память, психоэмоциональный статус, адаптивные и резервные возможности организма, двигательная активность, физическая и умственная работоспособность и др.
Зная возрастные особенности организма ребенка, можно наилучшим образом развивать его умственные и физические способности, разработать научно обоснованные гигиенические и валеологические требования к учебно-воспитательной и оздоровительной работе, организовать соответствующие
возрасту и индивидуально-конституциональным особенностям режим дня питания, двигательной активности.
Иными словами, оптимальными и эффективными педагогические воздействия могут быть только тогда, когда они будут соответствовать возрастным особенностям и возможностям организма ребенка и подростка.