Различные  представления ученых о критериях возрастной нормы определяют и подходы к периодизации возрастного развития.

Согласно возрастной периодизации, принятой на специальном симпозиуме в 1965 году, в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

– новорожденный                      1 –  10 дней;

– грудной возраст                     10 дней – 1 год;

– раннее детство                       1 – 3 года;

– первое детство                       4 – 7 лет;

– второе детство                       8 – 12 лет – мальчики,

                                                  8 –  11 лет – девочки;

– подростковый возраст         13 – 16 лет – мальчики,

                                                 12  – 15 лет – девочки

– юношеский возраст              17 – 21 год – юноши,

                                                  16 –   20 лет – девушки.

Однако проблема возрастной периодизации все еще окончательно не решена, так как недостаточно физиологически обоснована.

Необходимо учитывать в возрастной периодизации не только особенности морфофункционального развития физиологических систем организма, но и специфическую чувствительность к различным внешним воздействиям. Чувствительность носит избирательный характер на разных этапах онтогенеза.

Возрастная периодизация легла в основу представления о сенситивных периодах как периодах наибольшей чувствительности к воздействию факторов среды, что влияет на эффективность обучения и сохранение здоровья организма.

Важным и требующим специального внимания является вопрос о критических периодах развития. Они обусловлены как интенсивным морфофункциональным преобразованием основных физиологических систем и  целостного организма, так и спецификой усложняющегося взаимодействия внутренних (биологических) и социально-психологических факторов развития.

Только при сочетании возрастного и индивидуального подходов к изучению особенностей функционирования организма ребенка можно разрабатывать адекватные гигиенические меры, обеспечивающие сохранение здоровья и прогрессивное развитие организма и личности ребенка