1. Психологические теории памяти. Психологический уровень изуче­ния механизмов памяти хронологически старше других и представлен наи­более многочисленным рядом различных направлений и теорий.

а) Ассоциативное направление. Его центральное понятие – понятие ассоциации – обозначает связь, соединение и выступает в качестве обя­зательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводит­ся к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ни­ми образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Задача более глубокого изучения механизмов запоминания

перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограничились характе­ристикой внешних условий, необходимых для возникновения “одновременных впечатлений”.

б) Гештальтизм.  Основное понятие этой теории – понятие гештальта

– обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по фор­ме. Функция определенной организации материала может быть реализована только в результате деятельности субъекта.

в) В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность лич­ности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения опреде­ляется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъ­екта.

2. Физиологические теории памяти. Физиологические теории механиз­мов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П.Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании ус­ловных временных связей – это теория механизмов формирования индивиду­ального опыта субъекта, т.е. собственно теория “запоминания на физио­логическом уровне”. В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет фи­зиологическую основу запоминания. Для понимания причинной обусловлен­ности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление – это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях – это стимул, мотивирующий дейс­твие или корригирующий его. Закрепление результатов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предс­тоящих целей.

Физическая  теория  памяти. Согласно представлениям ее  авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу  нейронов оставляет после себя в собственном  смысле слова физический  след.

Физическая материализация следа выражается в электрических  и  механических изменениях синапсов. Эти изменения облегчают вторичное  прохождение импульса по знакомому пути.

3. Биохимические теории памяти.

Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на совре­менном этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохими­ческим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследований возникла гипо­теза о двухступенчатом характере процесса запоминания. На первой сту­пени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происхо­дит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия возникает на основе первой – это собственно биохимическая реакция, связанная с образовани­ем новых белковых веществ.

Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепле­ния, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные пе­регруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так на­зываемых нуклеиновых кислот.