В тесной связи с мотивационно-потребностной сферой находятся эмоции. Эмоции рассматриваются как психический процесс, активно включающийся в модуляцию функционального состояния мозга и организацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. При этом эмоции отражают субъективное отношение к внешнему миру, окружающим людям, самому себе, собственной деятельности и ее результату. Выделяют два типа эмоциональных проявлений: длительные состояния (общий эмоциональный фон) и кратковременное реагирование, связанное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).

По знаку различают положительные эмоции (чувство удовлетворения, радость) и отрицательные (неудовлетворенность, горе, гнев, страх). Организм стремится к поддержанию положительных и устранению отрицательных эмоций и эмоциональных состояний.

К числу эмоциональных состояний прежде всего относится настроение.

Настроение возникает как результат комплексного воздействия целого ряда событий как реальных, так и воображаемых, и извлекаемых из памяти. На настроение влияют также гормональные факторы. Настроение как осознаваемое, так и неосознаваемое, воздействует на когнитивные процессы и поведение в целом.

Эмоции, включающиеся в структуру поведения, выполняют связующую роль между актуализированной потребностью и поведением – побуждают к определенной деятельности и модулируют этапы ее протекания, определяя стратегию и тактику достижения цели и оценивая результат.

Для осуществления этой важной роли должно сформироваться адекватное представление о путях и способах достижения цели и их соотнесение с реальными возможностями организма, т.е. анализ необходимой информации, которая называется прагматической информацией. Закономерности возникновения и протекания эмоций в зависимости от внутренних факторов (потребности и субъективные характеристики личности) и внешних факторов (прагматическая информация) исследованы П.В. Симоновым и нашли отражение в его «информационной теории эмоций».

Эта зависимость получила выражение в формуле Э = f {П(Ин-Ис)}, где: Э – эмоция, П – потребность, а И – информация о средствах достижения цели, необходимая, по мнению субъекта, для удовлетворения возникшей потребно сти (н) и та, которая существует в данный момент (с). Соотношение этих двух видов информации отражает вероятность (возможность) удовлетворения потребности и является ключевым моментом, определяющим знак эмоции.

Оценка такого соотношения требует достаточно высокой мозговой организации операций анализа информации и прежде всего функции прогнозирования. При наличии соответствующей прогнозу информации эмоциональное состояние получает позитивную окраску и активирует процессы формирования функциональной системы реагирования. При дефиците требующейся информации возникают отрицательные эмоции. Важно подчеркнуть, что осуществляющаяся оценка носит субъективный характер и может не совпадать с объективной реальностью. Выраженная зависимость от субъективного фактора обнаруживается и в том, какое поведение складывается при возникновении отрицательных эмоций. Активная пассивная позиция субъекта, сформированные установки определяют два типа поведения. Одно направлено на поиск недостающей информации путем активного исследования среды и в случае успеха ведет к постепенному преобладанию положительных эмоций. Второе – отказ от поиска, который может привести либо к сохранени отрицательного эмоционального тона, либо к положительному эмоциональному состоянию (чувство облегчения).

Выявленные достаточно сложные закономерности вовлечения эмоций в поведение и их зависимость от характеристик информации указывают на связь эмоций с когнитивной сферой, а их возникновения – с особенностями когнитивных процессов.