История развития территориального управления в России характеризуется активным использованием методов экономического районирования. Повышение управляемости территории крупнейшею государства мира остается актуальной проблемой современности, которая осложняется природной, демографической, социально-экономической дифференциацией отдельных ее территорий.

Точки зрения на понятие «район» различны. В разных определениях можно выделить общие признаки: район — инструмент территориального анализа, учетно-статистическая единица, территория для планирования и управления. Процесс районирования отличается постановкой цели. Целей районирования может быть много, каждой может соответствовать свой подход и особая сетка или система районов. Выбор методов районирования (картографический, статистический, математический, комплексный и др.) зависит главным образом от целей, объема и качества информации.

Основные необходимые признаки района, по нашему мнению, наиболее полно выделены Э.Б. Алаевым:

экономический район — часть страны, по своим природным, экономическим, социальным и другим особенностям составляющая общность, единство и выполняющая определенную функцию в экономическом развитии;

районирование территории — необходимая мера для проведения региональной политики и регионального планирования;

каждый район должен располагать административным аппаратом, связанным с центральными органами управления;

деление страны на административные территориальные единицы может использоваться как основа районирования и совершенствования регионального планирования.

В различные исторические периоды в России разрабатывались схемы районирования территории (табл. 1), которые существенно отличались по критериям выделения районов и по вводимым границам. Анализ многочисленных источников позволяет утверждать, что использование методологии районирования — основа для совершенствования территориального управления экономикой.

Таблица 1. Основные этапы развития теории и практики районирования

Временные границы Теория и практика районирования
1708-1917 От реформы Петра I до Октябрьской революции: административное районирование, развитие теории экономического районирования
1917-1920 Переходный период в административном районировании, застой в развитии теории экономического районирования
1920-1931 Революционное развитие теории и практики районирования под воздействием нэповской реформы в России, разработка и реализация плана Г0ЭЛРО; введение схемы деления страны на экономические районы: 1920 г. — 8 районов; 1921 г. — 21 район: развитие планового (программного) районирования в форме реализации целевых комплексных программ
1931-1957 Эволюционное развитие теории и практики районирования, становление централизованной системы управления экономикой России, введение сетки 13 экономических районов, из них 9 на территории России (в соответствии с этой сеткой экономических районов правительством в четвертой, пятой и шестой пятилетках составлялся и утверждался народнохозяйственный план как по отраслям народного хозяйства, так и по экономическим районам и союзным республикам)
1957-1964 Революционные изменения (прогрессивные или регрессивные), принципиально новое деление территории на экономические районы (в 1957 г. вся территория страны была поделена на 105 ед; они получили название «административный экономический район» (АЭР); в каждом районе был создан специальный орган управления экономикой — Совет народного хозяйства — СНХ)
1964-1991 Эволюционное развитие теории и практики экономического районирования. окончательное утверждение сетки основных экономических районов (существующей по настоящее время) — деление территории СССР на 19 экономических районов, из них 11 на территории России
1991-2000 Революционные изменения; приоритет территориального управления; возникновение ассоциаций экономического взаимодействия регионов, плановое районирование в виде реализации программ социально-экономического развития регионов в рамках ассоциаций; развитие теории и практики различных видов районирования
2000 г. н.в. Образование федеральных округов

В соответствии с доминирующим признаком (критерием), лежащим в основе районирования, выделяют различные его типы (табл. 2).

Таблица 2. Районирование территории России (теория и практика)

Типы районирования (критерии выделения районов) Краткая характеристика
Административное (административно-территориальное деление государства) Использование для регионального управления системы административно-территориального деления. В пользу данного типа районирования приводятся два аргумента: существующие организационные структуры управления; сбор и обобщение статистической информации в соответствии с официальным делением государства
Экономическое (территориальное разделение труда) Создание новых территориальных единиц — экономических районов (без отмены прежней системы территориального деления) для совершенствования управления
Плановое или программное (разработка и реализация программ развития совокупности административных единиц) Объединение административных единиц путем комбинации в таксономические звенья. Необходимые условия: присутствие регионального полюса развития, развитый экономический потенциал одной из отраслей экономики национального значения, географическая общность территории
Потенциальное (региональные различия экономического и социального развития) Районирование на основе анализа потенциалов развития отдельных локализованных территорий
Уникальное (разработка и реализация программ развития административной единицы) Выделение индивидуальных территориальных ячеек, связанных с осуществлением особой программы (проектные районы, возникающие вокруг крупных новостроек, и проблемные районы, характеризующиеся крайне низким уровнем развития)
Экономическое микрорайонирование (разработка и реализация программ развития первичных таксонов) Детальное низовое экономическое районирование, выделение первичных экономических районов. Эти районы можно охарактеризовать как наименьшую территориальную ячейку, для которой есть объективная потребность составлять программу развития или учитывать в качестве звена в программе развития крупного района

К возможным видам районирования относятся: административное, экономическое, плановое, потенциальное, уникальное, микрорайонирование.

Современное экономическое районирование включает четыре основных звена (таксономические единицы): Федеральные округа: основные (крупные) экономические районы; районы среднего звена — края, области, республики (субъекты Федерации): низовые районы — административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы, муниципальные образования. В качестве особых экономических районов выступают ассоциации экономического взаимодействия регионов — субъектов Федерации.