Уровень жизни является одной из самых важных социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания. На современном этапе развития экономики России тема уровня жизни населения и доходов, как главного показателя уровня жизни, очень актуальна.

Существует множество определений уровня жизни, вот некоторые из них. Уровень жизни – уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. Уровень жизни – степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами. Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Существует множество показателей уровня жизни. Вот некоторые из них: показатели стоимости жизни и потребления населения, показатели доходов, показатели соотношения доходов и стоимости жизни, дифференциации доходов и уровня бедности, характеристики обеспеченности населения объектами инфраструктуры, персоналом и техническими средствами отраслей социальной сферы, характеристики состояния и эффективности деятельности отраслей социальной сферы ит.д.

Рассмотрим один из показателей уровня жизни населения. К примеру, возьмем прожиточный минимум. Прожиточный минимум – стоимость набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем. Величина прожиточного минимума, представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Назначение прожиточного минимума

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета.

Рассмотрим подробнее прожиточный минимум в России за последние три года. В 2008 году величина прожиточного минимума составило 4593 руб., в 2009г. – 5153, а в  2010г. – 5902 рублей. Анализируя эти показатели можно сделать вывод, что с каждым годом величина прожиточного минимума увеличивается. Так, например, если сравнить показатель 2010 и 2008 года, то можно сказать, что произошло увеличение на 28,5%, что составляет 1309 руб. Но это не значит, что уровень жизни населения тоже улучшился. По данным Росстата, численность населения России, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, установленного в целом по стране, сократилась с 21,1 млн. человек в I полугодии 2009 года до 19,1 млн. человек в I полугодии 2010 года, а его доля в общей численности населения – с 15% до 13,6% соответственно. Конечно же, произошли кое-какие положительные результаты, но, на мой взгляд, эти результаты незначительны.

Повышение уровня жизни населения является основной задачей государства. Основные пути повышения уровня жизни населения в России является решение следующих задач: создание экономических, организационных и правовых условий, при которых каждый человек сможет самостоятельно заработать на достойную жизнь; поддержание занятости в России путем содействия экономическому росту, структурной перестройке экономики и реализации программ занятости; адресная социальная поддержка беднейших слоев населения; повышение уровня доходов домохозяйств и семей путем реализации программы борьбы с бедностью; повышение уровня здоровья населения, распространение ценностей здорового образа жизни; совершенствование системы предоставления бюджетных услуг, развитие альтернативного рынка в сфере социальных услуг; создание условий и механизмов для экономического и социального развития муниципальных образований и т.д.

Территориальная дифференциация.

По признакам масштабности и периодичности решения проблем различается интегральная типология тактического и стратегического характера. Первая может быть использована для разработки практических мероприятий, включая механизм регулирования по выходу из кризисных ситуаций, стабилизации экономики и социальной сферы и т. д. на ближайшие годы. В этой связи целесообразно выделить районы опорные, депрессивные, слаборазвитые, самообеспечивающие и т. п. Стратегическая типология регионов предназначена для разработки долговременной политики их социально-экономического развития. В указанных целях следует различать регионы старопромышленного (постиндустриального), переходного («среднего поколения») и осваиваемого типов. Не исключено использование смешанной — тактическо-стратегической типологии.

Могут выделяться регионы и по другим признакам, в зависимости от целей типологии (см. последующие главы). Важное направление типизации – определение регионов применительно к решению отдельных задач экономической реформы. Например, по формам ресурсно-товарного обмена выделяются регионы, осуществляющие преимущественно натуральные (бартерные) связи сплошного и выборочного характера, или по состоянию финансово-бюджетной базы регионы с достаточными и стабильными в основном финансовыми ресурсами и дефицитом их, особенно бюджетных средств. Таким образом, универсальной типологии регионов нет, есть целевая типология.

С учетом территориальной дифференциации социально-экономического положения целесообразно проводить региональную политику применительно к 5 группам достаточно выраженных проблемных регионов России: развитые, депрессивные, слаборазвитые, особые и нового освоения. Кроме того, отдельный тип представляют регионы особо важного стратегического значения.

Каждый из названных типов регионов отличается своим, свойственным ему, комплексом проблем, решение которых (принимая во внимание и специализацию соответствующего крупного экономического района) требует от федеральных и территориальных органов власти применять дифференцированные подходы к стимулированию экономической активности и оказанию государственной поддержки.

Основой типологии является уже рассмотренная трехзвенная группировка регионов по уровням экономического и социального развития (выше среднего, среднего и ниже среднего уровня), которая обобщает особенности их дифференциации. Вторая типологическая группировка детализирует первую и корреспондирует с ней.

Определение состава регионов развитого, депрессивного и слаборазвитого типов проводится специальными методами качественного и количественного анализа в определенной последовательности, например, выявление и количественное выражение для каждого региона факторов-признаков регионального типа, ранжирование регионов по показателям каждого признака и подразделение на несколько характерных групп с присвоением им номеров-баллов, суммирование баллов, ранжирование всех регионов по общей сумме баллов и выделение типологической группы.