Из данной статьи узнаем что такое издержки производства в долгосрочном периоде, а также затронем понятие “эффект масштаба”.

Для начала разберемся, что же значит “издержки в долгосрочном периоде”. Для этого обратимся к определению данного понятия из разных источников:

Долговременный период- это период когда меняются затраты всех факторов производства.
Долгосрочный период – это период, который характеризуется реорганизацией, реконструкцией и модернизацией производства.
В долгосрочном периоде постоянных издержек нет, не действует закон убывающей отдачи, а на динамику средних издержек оказывает влияние эффект масштаба.

Теперь попытаемся разобраться, что же такое “эффект масштаба” и каким образом он пересекается с издержками в долгосрочном периоде.

Под масштабом понимают размер фирмы, измеренный объемом выпуска.

Эффект масштаба – эффект экономии ресурсов за счет роста масштабов производства.

Существует положительный и отрицательный эффект масштаба.

Положительный проявляется в снижении средних издержек с ростом масштабов производства.

Отрицательный проявляется в росте средних издержек с ростом р-ра фирмы.

В долгосрочном периоде фирма должна правильно определить  размер предприятия, т.к крупная фирма не является гарантией успеха.

Оптимальные размеры определяются:

1.технологией производства

2.рыночной ситуацией

Теперь обратим свое внимание на кривую средних издержек, представленную ниже. Подробнее ознакомимся с блоками на которые разделена кривая LATC.

Итак, кривая средних издержек:
средние издержки в долгосрочном периоде
Рисунок – 1. Средние издержки в долгосрочном периоде
  1. В начале долгосрочные средние издержки имеют нисходящий вектор (1)
  2. Потом нейтральный, или нулевой эффект масштаба (2)
  3. Потом отрицателый эффект масштаба.(3)
  4. Кривая долгосрочных средних издержек – кривая-конверт – так как в ней как в конверте расположены кривые краткосрочных средних издержек
  5. Долгосрочный период состоит из краткосрочных периодов.
положительный и отрицательный эффект масштаба
Рисунок – 2. Положительный и отрицательный эффект масштаба
Как и любой другой показатель эффект масштаба имеет свои преимущества и недостатки. Далее в краткой форме попробуем описать позиции относящиеся к плюсам эффекта масштаба, а также к минусам обозначенного эффекта.
Преимущества крупного производства, которые ведут к положительному эффекту масштаба:
  1. Крупным фирмам доступно массовое серийное производство.
  2. На крупных фирмах выше специализация труда , поэтому глубже разделение труда.
  3. Может закупать продукцию по низким ценам, поэтому меньше издержки
  4. Имеет больше возможностей для приобретения самого нового оборудования
  5. Являются проводниками НТП
  6. Имеют преимущество в финансировании рекламы
  7. Имеют преимущество в сбыте продукта, так как проводят маркетинговые исследования.
Причины отрицательного эффекта масштаба:
  1. Высокие управленческие расходы
  2. Фирма теряет гибкость, становится неповоротливой , затрудняется контроль за исполнением управленческих решений.
  3. Высокие транссакционные издержки (связанные с ведением переговоров,с поведением фирмы на рынке)

В отдельных подразделениях фирмы возникают локальные интересы, поэтому возможен конфликт интересов, что понижает эффективность деятельности предприятий

Таким образом, эффект масштаба обладает как положительным эффектом, так и отрицательным.