Рынок труда – рынок особого рода. На рынке труда продаются услуги труда. Купле-продажа услуг труда осуществляется в форме найма работника. Работодатель на период найма рабочего получает право пользования услугами труда.

Условия существования рынка труда:

  1. Существование свободной раб.силы
  2. .свободный выбор профессии и вида деятельности
  3. Свобода найма и увольнение при соблюдении трудового законодательства
  4. Движение зар.платы должно определяться законами спроса и предложения на раб.силу

Особенности рынка труда:

  1. Особую роль играют неценовые факторы. Цена – это ставка зар.платы, престижность, безопасность работы, отношение в количестве.
  2. Этот рынок является объектом государственного регулирования
  3. Устанавливается большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя
  4. На рынке труда важную роль играют проф.союзы и союзы предпринимателя
  5. Рынок труда сигментирован. 1 с-т – рынок труда с высшим и среднем образованием; 2 с-т – рынок квалифицированой раб.силы; 3 с-т – рынок неквалифицированой раб.силы

Модели рынка труда:

Конкурентный – в каждой отрасли множество фирм, которые конкурируют друг с другом.

Монопсонический – множество работников одинаковой квалификации, которые предлагают свои услуги труда.

Профсоюзный – раб.сила мобильна и нет никаких препятствий для перехода одного рабочего места на другое.

– ставка зар.платы устанавливается в результате спроса и предложения:

W- ставка зар.платы

Чем выше ставка зар.платы, тем ниже спрос. График спроса совпадает с предельной доходностью труда.

Под влиянием неценовых факторов график смещается вверх-вправо или вниз-влево.

Неценовые факторы:

  1. Фазы деловой активности
  2. Цена на капитал
  3. Спрос на товары, производимые данным видом труда

Предложение: отраслевое предложение труда, также подвержена рыночным законам. Чем выше ставка зар.платы, тем выше предложение труда:

Оказывают влияние неценовые факторы, в результате которых график смещается вверх-влево или вниз-вправо.

Неценовые факторы:

  1. Цены на рынке потребительских товаров и услуг
  2. Численность населения
  3. Экономическая активность населения
  4. Миграционные процессы

Для отдельной фирмы предложение является абсолютно-эластичным, т.к. зар.плата задана рынком и раб.сила будет предлагать свои услуги труда только на рыночной ставке.

Фирма максимизирует прибыль путем найма рабочих до уровня, при котором ставка зар.платы = предельной выручке:

Индивидуальное предложение труда имеет свои особенности. Индивидуальное предложение труда находится под влиянием 2-х эффектов:

– эффект замены

– эффект дохода

Рост ставок зар.платы приводит к тому, что рабочие заменяют отдых трудом. Эффект дохода – дальнейший рост ставок приостанавливает предложение труда, а затем его уменьшает. Достигнув более высокого материального положения рабочий отказывается от дополнительного заработка.

Монопсония:

– множестворабочих одинаковой квалификации, которые предлагают услуги труда

– труд не мобилен (из-за социальных условий)

– предприятия монопсонист диктует, устанавливает цену и рабочие вынуждены согласиться с ней

Профсоюзная модель (олигополия):

– множество фирм, которые конкурируют за право найма работника

– один продавец-профсоюз, т.е. рабочие продают свои услуги через профсоюз

– рынок относительно не мобилен

– зар.плата регулируется профсоюзом

Профсоюзы защищают права своих членов, борются за безопасность, улучшают услуги труда. Главная задача профсоюзов – повышение ставки зар.платы. Основные методы:

1.Стимулирование спроса на труд. Спрос на труд может быть увеличен под влиянием неценовых факторов, это приводит к увеличению спроса

2.Увеличение производительности труда

3.Уменьшение предложения труда:

 

Сокращают время ученичества; устанавливают запрет на принятие новых членов в профсоюз.

Заработная плата есть денежное выражение стоимости рабочей силы, её цена, выступающая как цена труда.