В представленной статье мы попробуем углубиться в изучение сущности, функций и структуры рынка, но перед этим рассмотрим понятие рынок для более глубокого понимания дальнейшей терминологии.

Рынок– механизм взаимодействия продавцов и покупателей основанный на конкурентном ценообразовании.

Теперь, когда мы ознакомились с понятием “рынок”, мы можем перейти к разбору функций, которые рынок предоставляет его участникам. Предлагаем ознакомиться с таблицей, а после и с описанием обозначенных функций:

описание функций рынка

1) Посредническая функция обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
2) Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
3) Регулирующая функция- рынок дает ответы на вопросы что?как?для кого производить? Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
4)санирующая-  рынок очищает экономику от неэффективных элементов.
5)стимулирующая- рынок стимулирует повышение эффективности и научно-технического прогресса.
6) Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.
7) Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов.
8) Контролирующая функция выражается в выполнении рынком роли главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

После того как мы рассмотрели функции рынка необходимо ознакомиться с его структурой, потому что необходимо понимать как строиться “рынок” изнутри. Поэтому рассмори определение понятия “Структура рынка”:

Структура рынка – это его наиболее существенные черты, к которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия или сходства товаров, легкость входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации. Способность оказывать влияние на формировании и уровень цен зависит от структуры рынка.

Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

  1. По экономическому назначению рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.
    2. По географическому положению  местный, региональный, национальный и мировой.
    3. По степени ограничения конкуренции — рынок совершенной конкуренции и рынок не совершенной конкуренции.
    4. По отраслям — автомобильный, зерновой и т. п.
    5. По характеру продаж — оптовый и розничный.
Желательным вариантом развития рынка будет так называемая совершенная конкуренция.Так как в этом случае соблюдаются следующие основные признаки совершенной конкуренции (идеальный случай):

1)множество продавцов и покупателей.
2)однородная продукция
3)отсутствие барьеров для входа и выхода на рынок
4)полная информация
5)отсутствие контроля над ценой.

Но чаще всего, конечно же, в условиях рынка мы наблюдаем несовершенную конкуренцию, так как во многих предпринимательских нишах существует большая конкуренция, а также, например, не редко встречается монополия.
Поэтому мы также рассмотрим основные формы несовершенной конкуренции:
  • монополия(ситуация на рынке на котором значительное кол-во фирм производят дифференцированный продукт),
  • монопсония(ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов)
  • олигополия(ситуация на рынке, когда действует небольшое количество продавцов и существует взаимная зависимость ценовой политики).
  • монополистическая конкуренция,
  • свободная конкуренция,
  • потенциальная конкуренция.